Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Школа астрономических возможностей

О том, как научная обсерватория создала уникальную образовательную среду для детей

Одна из задач нынешнего нацпроекта – в очередной раз стереть грань между городом и деревней. Делают это, как правило, не слишком обдуманно и по одному и тому же лекалу. Где бы сельские школы ни находились, рецепт почти всегда один – сократить малокомплектные и возить детей в опорные базовые образовательные центры.

Но бывают такие уголки, где город неожиданно смыкается с селом, проникая в него. И оказывается, что там, где расстояние между средой обитания сельских жителей и потенциалом города вдруг сокращается, у школьников возникает почти тот же спектр образовательных возможностей, что и у городских.

Школа в поселке Нижний Архыз необычная. Начать с того, что она расположена на высоте около километра над уровнем моря. Наверное, можно найти школы и выше в горах, но особенность этой школы в том, что, находясь на большом удалении от города, его инфаструктуры и образовательных возможностей, она все же дает своим ученикам «конкурентоспособное», как сейчас выражаются, образование. За счет чего это удается?

Уже при выезде из станицы Зеленчукской, райцентра в Карачаево-Черкесской Республике, наблюдаешь необычную картину: автобус минут десять едет вдоль трехметровой стены из алюминиевых щитов – части шестисотметрового круга антенны РАТАН. Это комплексная антенна по исследованию космического радиоизлучения специальной астрофизической обсерватории РАН. Сама обсерватория находится в поселке Нижний Архыз, в двадцати пяти километрах от Зеленчукской. Там купол обсерватории с шестиметровым зеркалом телескопа, научные корпуса, жилой поселок и школа. Наш путь лежит туда.

Покачиваясь в автобусе, глядишь на громаду антенны и думаешь, что само присутствие таких объектов возле села должно влиять на жителей. Потом переводишь взгляд на коней, пасущихся в десяти метрах от ограждения, и понимаешь, что никакое соседство ни с чем, даже самым колоссальным, само по себе человека не меняет. К тому же что значат эти шестьсот метров в сравнении с горами, окружающими долину реки Большой Зеленчук?

Впрочем, соседство с обсервато- рией все же приносит жителям ощутимые блага, такие как, например, хорошая дорога и работа в обсерватории. Кроме нее работу в Зеленчукском районе можно найти лишь на предприятиях по производству минеральных вод.

Нижний Архыз – это четыре шестиэтажных дома вверх по склону горы, научные корпуса и мастерские, детский сад, гостиница и школа. Денег на научный поселок не жалели, в нем даже пожарная часть есть. Была и бензоколонка – неподалеку от пожарной части, да убрали. Сама обсерватория основана в 1966 году, а трехэтажное здание школы с огромным спортзалом и бассейном построили в 1985-м. Возле школы – памятный столб «Да будет мир во всем мире» на русском и английском. Школа изначально строилась из расчета на то, что в ней будут учиться не только дети советских, но и иностранных ученых.

По сей день в Нижнем Архызе живут интернациональный коллектив астрономов, как русских, так и зарубежных, обслуживающий персонал и просто жильцы, купившие квартиры. Перестав быть закрытым, поселок превратился в достаточно элитное место – жилье здесь стоит дорого, и получить его не так-то просто.

– Сложно, но можно, – уклончиво описывают положение вещей местные жители.

Подобная «элитарность» определила и редкое по тем временам оснащение школы.

Она была рассчитана на триста детей. Но сейчас в классах наполняемость от семи до шестнадцати детей, всего же в школе учится 121 ребенок. Причем половина учеников из окрестных сел – Нижней Ермоловки, Даусуза, Архыза, Зеленчукской, где есть свои школы.

Причина популярности Нижнеар- хызской средней школы – в качестве образования, с которым не могут соперничать все остальные окрестные школы. Интернет и первые компьютеры здесь появились еще десять лет назад – благодаря обсерватории. Так до сих пор школьники астрономическим доступом во Всемирную сеть и пользуются. Вообще все, что происходит в поселке и школе, случается благодаря обсерватории.

Расходные материалы, помощь в косметическом ремонте, транспорт для экскурсий и поездок – все решается через нее.

Сейчас обсерватория, пользуясь образовательной программой фирмы «Майкрософт» для академических учреждений, бесплатно ставит лицензионное программное обеспечение на компьютеры. Близость к астрофизическому центру дает дополнительные возможности для развития – в школе работает астрономический кружок, а каждый год проходит осенняя «Астрономическая школа» для старшеклассников со всей страны.

Вообще кружков в школе много. От традиционных «Умелых рук», математики, информатики, физики до горных лыж. На горе Пастухова, где находится купол обсерватории, есть трасса, лыжное оборудование школьникам выделили опять же астрономы. А еще есть действующий бассейн, где занимается кружок по плаванию (второй школьный бассейн в республике есть только в Черкесске). Занятия проводятся четыре раза в неделю. Детей, говорят, не выгнать.

Местные жители недаром тянутся в Нижний Архыз – здесь редкое сочетание экологии, научной, академической атмосферы и высокого уровня образования. В прошлом году все одиннадцать выпускников поступили на бюджетные места в вузы, в том числе и в МГУ. В научном корпусе «Информатика» работают дистанционные физико-математические курсы для школьников, среди 22 преподавателей школы – профессиональные ученые.

Если упомянуть, что в этом году шко- ла еще и миллионный грант по национальному проекту «Образование» получила, картина выйдет совершенно идилличес- кая. Можно подумать, что у Нижне- архызской школы никаких проблем нет, а если вдруг и возникают, то легко решаются при помощи обсерватории.

Но эта школа существует не в безвоздушном пространстве, у нее те же проблемы, как у всех остальных школ нашей страны.

Сейчас, например, над ней нависла перспектива перехода с 2008 года на подушевое финансирование. Директор с бухгалтером посчитали положенные им по количеству учеников деньги, и вышло, что их будет меньше, чем нынешний фонд заработной платы. Как выкручиваться, непонятно: сокращать особо некого. Вот малокомплектным школам, где меньше ста учеников, как в соседней Нижнеермоловской, повезло – их пока на подушевое не переводят. Тоже странность – выходит, если в школе 99 учеников, она малокомплектная, а если 101 – то вполне себе комплектная. Может быть, стоило вводить не жесткую, а плавающую границу, дифференцируя условия перехода применительно к каждой конкретной школе?

Впрочем, что в будущем ожидает малокомплектные школы Зеленчукского района – неясно.

– Говорят, будут сокращать, – пожимает плечами исполняющая обязанности директора Елена Швендек. – Но когда, неизвестно. Под вопросом школа в Ниж- ней Ермоловке – там всего двадцать детей. Но некоторые школы сократить нельзя, как в Архызе, – там иногда переметает дорогу так, что сутками выехать нельзя.

В Зеленчукском районе стихийным образом, сама того не желая, Нижнеархызская школа стала базовой. Если родители голосуют деньгами и ногами – ведь школьных автобусов нет и они возят детей на своем транспорте, значит, видят образовательные возможности, которых нет в их родных селах. Например, такая деталь – помимо всех перечисленных плюсов, здесь часто проходят международные астрономические конференции, и у старшеклассников есть возможность пообщаться с носителями иностранного языка. А это бесценная вещь в языковой практике.

Наверное, Нижнеархызской школе повезло. Ей удалось удержать изначально немалый образовательный потенциал. Однако справедливости ради нужно сказать, что весь потенциал этого уникального места не используется. Например, рядом с поселком, в километре, расположено аланское городище – остатки столицы древнего Аланского государства. Стоят три церкви алано-византийского стиля десятого века постройки – и в Киеве таких нет, остатки келий Новоафонского монастыря, истуканы аланских воинов. А используют это место по старинке – водят школьные экскурсии, наглядно рассказывают о жизни алан. Приезжают экскурсии из Пятигорска, «дикари»-туристы самотеком на своих машинах.

Казалось бы, очевидная логика развития образования района для местного управления образования – найти деньги, купить пару школьных автобусов, наладить регулярные маршруты из окрестных сел – ведь дорога от Зеленчукской до Архыза одна, особо петлять не надо. Организовать и проводить этнофестивали в аланском городище – ведь аланы участвовали в этногенезе многих народов, не только осетин, карачаевцев, черкесов. Устраивать летние астрономические школы – ведь в городище сохранились корпуса бывшего пионерлагеря. Да мало ли что можно придумать...

Так получилось, что в одном гостиничном номере со мной оказался бизнесмен из Москвы, приехавший навестить родных. Увидел он Нижний Архыз, зашел в школу, поговорил с учителями и заинтересовался.

– Как вы считаете, здесь хорошая школа? – спросил он меня. – Вот думаю, может, переехать из Москвы сюда? А то болеют дети часто. А здесь горы, воздух чистый.

Жизнь сама подсказывает пути своего развития. Надо только увидеть эти возможности, нереализованные потенции, уже заложенные в природе места, и немного подтолкнуть ситуацию вперед.

Рейтинг@Mail.ru