Первая тетрадь
Политика образования
БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Экспертное мнение
Мы попросили специалистов прокомментировать, что произойдет с патронатным воспитанием, если будет принят законопроект Лаховой–Крашенинникова либо законопроект Министерства образования и науки.
Мария ТЕРНОВСКАЯ, директор московского детского дома № 19, где уже много лет идет эксперимент по устройству детей в семьи в форме патронатного воспитания:
– В случае принятия закона Лаховой–Крашенинникова семьям, воспитывающим детей по патронатной системе, надо будет либо менять статус на «приемную семью», либо оформлять опеку. При этом семьи потеряют весь психолого-педагогический и социально-правовой сервис, который мы им предоставляем. Вдобавок некоторые семьи могут не согласиться на усыновление, и тогда есть риск, что ребенку придется вернуться в детский дом.
Если этот закон будет принят, то дети опять останутся без помощи. Ведь мы хотим выстроить единый процесс защиты прав ребенка: от выявления неблагополучной ситуации до «выпуска» в жизнь. Мы оцениваем ситуацию ребенка, подбираем семью, оказываем ей помощь. Это будет невозможно. А дети как сидели по учреждениям, так и будут сидеть без надежды на изменение жизни.
Еще одно последствие принятия закона Лаховой–Крашенинникова – закроют уже существующие патронатные учреждения, и не будет возможности создавать новые. Площадки по патронату в сорока регионах утратят правовую возможность работать. То есть перепрофилированные в центры семейного устройства детские дома опять станут детскими домами, а профессиональные службы по устройству в семью будут закрыты, кадры и технологии – «распылены».
Станет меньше приемных родителей, поскольку патронат – это самая гибкая, самая удобная форма перемещения ребенка в семью. И наконец, детей опять будут распределять по семьям кулуарно, по-чиновничьи, со всеми вытекающими из этого последствиями, как то: взятки и тому подобное.
Борис АЛЬТШУЛЕР, правозащитник,
руководитель общественной организации «Право ребенка»:
– Главное практическое последствие принятия закона «Об опеке и попечительстве» Лаховой–Крашенинникова – в том, что ничего не изменится, все будет, как всегда. Никакой реальной восстановительной работы с неблагополучными семьями, никакого реального семейного устройства – одни администраторы, а работать некому. Хотя кое-что, увы, изменится: вероятно, закроют негосударственные детские дома, церковные приюты…
В случае принятия закона Министерства образования и науки начнется процесс перепрофилирования, реструктуризации многих интернатных учреждений в службы (центры) семейного устройства, профилактики и сопровождения принимающих семей. Это будет происходить по мере перевода воспитанников в патронатные (поначалу) семьи, «привязанные» к данному учреждению, а потом (когда детей в детдоме почти не останется) произойдет преобразование детдома в такой центр. Так произошло с детским домом № 19 в Москве, с девятью интернатами в Пермской области, так произошло в июне 2007 года в Смоленске с детдомом Светланы Кузьменковой.
Законопроект министерства поистине революционен: он открывает правовые возможности для общественного участия в социальной работе, в работе по семейному устройству. Там написано, что «учреждениями по опеке и попечительству могут быть некоммерческие организации», то есть неправительственные некоммерческие организации тоже смогут работать наравне с государственными. Одно требование – получить лицензию. Для этого вносятся поправки в закон о лицензировании.
В общем, это долгожданный закон, после принятия которого система реальной помощи детям и семьям может наконец заработать. Но тогда придется расформировывать интернатную систему, а этого и не хочет корпорация «Сиротпром», интересы которой отстаивают наши два депутата.