Первая тетрадь
Политика образования
БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Устройство в семьи или содержание в интернатах?
От того, какой из двух законопроектов будет принят следующим составом Думы, зависит вектор развития всей системы работы с детьми-сиротами
В Думу внесены два законопроекта, которые диаметрально противоположным образом определяют будущее патронатного воспитания детей-сирот. Проект Министерства образования и науки обещает патронату нормативно-правовую базу и поддержку. Проект депутатов Лаховой и Крашенинникова (оба – из фракции «Единой России») патронатное воспитание фактически запрещает.
Дети для государства
Депутат Госдумы Екатерина Лахова – последовательный и принципиальный противник патронатного воспитания. Так, в мае этого года Лахова обратилась с письмом к вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Письмо содержало массу обвинений в
адрес новой формы устройства детей-сирот. Все пробелы в законодательстве Лахова назвала минусами самого патронатного воспитания. Главное же обвинение – незаконность патроната – увы, соответ-
ствует действительности. Ведь в федеральном законодательстве до сих пор не закреплена эта успешно работающая вот уже более десяти лет система.
Поэтому неудивительно, что именно Лахова стала инициатором антипатронатного законопроекта. Причем с неугодной системой депутат расправилась буквально росчерком пера. Потребовалось всего несколько строк, чтобы свести на нет десятилетнюю работу по развитию патронатного воспитания. В законопроекте сказано, что передавать ребенка, «числящегося» за государственным учреждением, в семью (в этом и заключается суть патроната) можно «не более чем на месяц».
Кроме того, патронатное воспитание предполагает создание профессиональных негосударственных центров, занимающихся устройством детей в замещающую семью и профилактикой разрушения «кровных» семей. А в законопроекте Лаховой записано, что никто, кроме органов опеки (то есть государственных структур), не вправе заниматься проблемами сиротства.
Есть, правда, одна оговорка. Если уж кому-то так сильно хочется помогать детям, то ему позволяется делать это. Но только под строгим наблюдением администраторов. Законопроект Лаховой допускает существование профессиональных цент-
ров лишь как «подразделений» органов опеки. Это значит, что все решения будут принимать чиновники.
Кроме того, «подразделение» всегда привязано к одному территориальному органу опеки. Тогда как один профессиональный центр может обслуживать сразу несколько районов, что дает родителям больше шансов найти ребенка, которому нужны именно они.
Государство для детей
Законопроект Министерства образования и науки, напротив, освобождает профессионалов от власти чиновников. Он дает возможность профессиональным центрам получить лицензию и действовать самостоятельно. А где меньше чиновников – меньше волокиты и бюрократии. Ведь, по данным социологов, половина потенциальных родителей отсеиваются именно на этапе бесконечных очередей за справкой и хождений по чиновникам.
В законопроекте министерства в противовес «органам опеки» вводится новое понятие – «учреждения опеки», включающее в себя все негосударственные организации, занимающиеся проблемами сиротства. Таким образом, если законопроект будет принят, профессиональные патронатные центры получат наконец официальный статус.
Будет узаконена и работа патронатных воспитателей. Пока каждый регион решает этот вопрос по-своему – в основном трудовыми договорами. Теперь все права и обязанности патронатных родителей будут зафиксированы в Трудовом кодексе РФ.
Еще один важный момент. В законопроекте Министерства образования и науки впервые юридически закреплена необходимость профилактики социального сиротства. Раньше по закону вмешательство опеки в судьбу ребенка начиналось лишь тогда, когда его родная семья распадалась. Теперь категория детей, нуждающихся в помощи, расширена. Это не только брошенные дети, но и дети, живущие в проблемных семьях.