Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Закон о стандарте принят
В последнюю редакцию документа вошла лишь одна существенная поправка
14 ноября Госдума приняла в третьем чтении закон об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта. За него проголосовали 290 депутатов.
При рассмотрении документа во втором чтении, которое состоялось днем раньше, этот показатель был еще выше – 303 голоса «за». Несмотря на полсотни принятых поправок, текст документа изменился крайне незначительно.
Собственно, значимой была лишь одна поправка, вошедшая в итоговую редакцию законопроекта. Ее автор – заместитель председателя профильного комитета Думы Олег Смолин.
Поправка уточняет, или «расшифровывает», условия реализации образовательных программ: кадровые, финансовые, материально-технические.
В окончательной редакции из данного перечня убрали термин «здоровьесберегающие» – по той причине, что он пока еще не нашел отражения в действующем законодательстве.
Специалисты в целом положительно оценивают это нововведение.
– Законопроект впервые фиксирует, что важнейшей составляющей образовательного стандарта является весь комплекс кадровых, культурно-бытовых и технологических условий, – считает заместитель министра образования и науки Исаак Калина.
– Поправка Смолина делает закон более понятным для потребителя и полезным для учебных заведений, которые теперь будут иметь возможность потребовать с учредителей обеспечения этих условий, – считает член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина.
Сам автор более сдержанно оценивает собственную инициативу.
– Не вполне понятно, как будет реализована эта идея, – размышляет Олег Смолин. – Либо государство выделит школе под эти условия дополнительное финансирование (это оптимистическая модель) и тогда в конце концов закон может принести пользу, либо «крайними» окажутся директора образовательных учреждений, как это происходит в отношении лицензионных требований. Есть основания полагать, что имеется в виду второй вариант, поскольку в пояснительной записке сказано, что закон не требует дополнительных затрат. Но как можно создать условия, не вкладывая денег?
Главным разочарованием Олега Смолина является то, что из закона «исчезло всякое упоминание о содержании образования», а также национально-региональный и школьный компоненты.
Все поправки, направленные на восстановление требований к содержанию образования и компонентной структуры стандарта, так и остались в числе отклоненных.
Отмена национально-регионального компонента до последних дней принятия закона оставалась самой дискуссионной темой, поскольку представители РПЦ опасались, что новая структура стандарта не оставляет возможностей для преподавания основ православной культуры.
В автономных республиках выражали беспокойство по поводу того, что новый закон препятствует изучению национальных языков в школах.
Специалисты Министерства образования и науки считают, что отмена компонентной структуры стандарта не ухудшит деятельность системы образования.
– Школы ни в коей мере не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона, – заверил Исаак Калина, выступая на «круглом столе» в «Комсомольской правде», где он подробно пояснил механизм реализации этой идеи. Приводим фрагмент этого выступления:
«В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная. Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы – это инвариант, а какая-то незначительная часть – это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы. В высшем же образовании вариативная часть еще более значима. Мы рассчитываем, что на уровне магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше».
По свидетельству заместителя министра, и «инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета, но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов».
Члены Общественной палаты, несмотря на резкие замечания, высказанные до принятия закона, в целом дают ему высокую оценку.
– Отрицательных последствий реализации этого закона я не вижу. Я вижу только положительные стороны, поскольку при нормальном развитии событий закон позволит ввести на образовательном пространстве России более современные технологии управления – по результатам деятельности образовательных учреждений, а также будет способствовать мобильному изменению образовательных программ, – считает Любовь Духанина. – Впервые в этом законе речь идет не о стандартизации содержания образования, а об аттестации и сертификации образовательных программ школ, ПТУ, техникумов, вузов, учреждений дополнительного профессионального образования. И это очень серьезное продвижение. Впервые сформулирована рамочная позиция по критериям оценки качества образовательных программ. Правда, о методиках и критериях оценки качества учительского труда пока еще говорить преждевременно – соответствующие модели разрабатываются на базе нескольких экспериментальных площадок.
P.S. 16 ноября нижняя палата парламента завершила свою работу.
Подводя итоги четвертого созыва Государственной Думы, спикер Борис Грызлов отметил, что депутаты «работали профессионально, успешно и внесли значимый вклад в развитие России по всем важнейшим направлениям».
Государственной Думой было рассмотрено 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов.
«Я обращаю внимание на количество законов в первую очередь потому, что мы работали над формированием законодательства новой России. Во многих случаях речь шла не о поправках, а о разработке принципиально новых законов, о ликвидации пробелов в тех сферах, где правовая база безнадежно устарела или просто отсутствовала. Мы создавали фундамент правовой системы России XXI века», – подчеркнул Борис Грызлов.
Напомним, что, согласно принятым за этот период законам, с 2009 года ЕГЭ переходит из экспериментального режима в штатный, а в вузах вводится двухуровневая система обучения (бакалавриат и магистратура), с 1 сентября 2007 года стало обязательным 11-летнее общее образование, а также были усилены требования к отбору издательств, выпускающих учебные пособия для школ.
В последние дни работы нижней палаты парламента был принят в первом чтении закон о лицензировании и аккредитации духовных образовательных учреждений, которые в ближайшем будущем станут выдавать выпускникам дипломы государственного образца – наравне со светскими вузами. Рассмотрен во втором чтении закон, предоставляющий право объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда.
Таким образом, в сфере образования ожидается ряд существенных изменений. А в лучшую или худшую сторону, покажет время.