Третья тетрадь
Детный мир
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
В ожидании неудач
Застенчивому ребенку живется тяжело. Но и окружающим с ним не легче
Робость в общении, смущенно опущенные глаза, тихие ответы на вопросы – все это считается нормой для ребенка, доказательством его скромности. Взрослых такое поведение обычно умиляет. К тому же можно быть уверенным, что застенчивый ребенок не ляпнет что-то невпопад, не выкинет неожиданно какую-нибудь штуку и краснеть за него не придется. В проблему застенчивость превращается, когда выясняется, что ребенок так же робко и неуверенно отвечает у доски и приносит в дневнике более чем «скромные» оценки, даже если уроки выучены хорошо.
Ничего не знает и не умеет?
В психологии застенчивость диагностируется как нарушение эмоционально-волевой сферы личности. Эта черта крайне осложняет социальную адаптацию ребенка. Он убежден, что все внимание окружающих направлено лишь на него и что это внимание обязательно негативное. Как будто все только и делают, что отмечают его недостатки, критически оценивают его внешность и поведение.
Проявления застенчивости разнообразны. Специалисты подразделяют их на физиологические, поведенческие и эмоциональные.
Конечно, физиологические симптомы застенчивости – учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное потоотделение, чувство холода в груди, «онемение» рук и ног – в некоторых ситуациях возможны у всех детей, но застенчивые переживают их чуть ли не ежечасно.
Застенчивые дети похожи друг на друга: они то вялые, апатичные, то взволнованные, «красные», они сутулятся, никогда не смотрят прямо в глаза собеседнику.
Поведение застенчивого ребенка затрудняет любые контакты. Он избегает с чем бы то ни было обращаться к другим людям – как взрослым, так и ровесникам. Он не может начать и поддерживать разговор, не задает вопросов, не способен свободно излагать свою точку зрения. Ему свойственно постоянное ожидание неудач, неуверенность в себе.
Если у ребенка признаки застенчивости выражены очень сильно, ему нередко приписывают сниженный уровень интеллекта. Потому что он и на самом деле выглядит ничего не знающим и не умеющим: затрудняется с ответом на простейшие вопросы, впадает в ступор, молчит, теряется, ошибается, бормочет что-то невразумительное.
В конце концов, ребенок, так и не проявив от застенчивости свои знания и способности, сам себя начинает считать глупым и несообразительным. И замыкается еще больше.
Застенчивые дети отличаются повышенной ранимостью и болезненно острой реакцией на чужую оценку. Если застенчивого ребенка публично похвалить, он растеряется и засмущается от всеобщего внимания. А если покритиковать, он будет долго мучиться и укрепится в убеждении, что он никчемный, бездарный и неинтересный. Ему кажется, что все вокруг только и ждут, чтобы осудить его или посмеяться над ним.
Подавленные желания
Застенчивые дети скрывают свои переживания, любое проявление грубости принимают на свой счет, все время тревожатся, чувствуют себя словно в «осажденной крепости». Они боятся общения, но в глубине души стремятся к нему, потому что нуждаются в нем не меньше, чем все остальные.
К несчастью, они не умеют говорить «нет», поэтому, сами того не желая, могут пойти на поводу у напористых сверстников и что-нибудь натворить. А долго копящееся напряжение внезапно выплеснется в виде грубости и агрессии, чего обычно от застенчивых детей не ожидают.
Детские психологи предупреждают, что существует повышенная опасность обращения застенчивого подростка к спиртному. Не умея самостоятельно преодолеть свою скованность и снять преграды в общении, подросток наивно верит, что алкоголь поможет ему.
Профилактику застенчивости специалисты советуют начинать как можно раньше: почаще предоставлять застенчивому ребенку возможность выражать свои чувства и желания. Не дергать его постоянными упреками и замечаниями: «то не так, это не так».
В раннем подростковом возрасте (11–13 лет), когда все дети переживают период повышенной застенчивости, позитивное внимание взрослых им необходимо особенно. Потому что в это время у них усиливается склонность к самокритике, а бесконечные осуждения и перечисления недостатков воспринимаются ими как ярлык: «Значит, вот я какой: ни на что не годен, ничего не умею…» Если ребенок ошибся или поступил плохо, то и критиковать надо ошибку или поступок, а не его личность.
Не бойтесь перехвалить
Ни в коем случае не обвиняйте застенчивого ребенка в трусости: он поверит! И будет думать, что он трус, ведь поведение застенчивого внешне так похоже на поведение труса. А он не трус – он просто застенчивый. Примеров, когда робкие в общении люди неожиданно для всех проявляли храбрость в ситуациях, по-настоящему опасных, – не счесть.
Поменьше тревожьтесь по поводу возможных неприятностей и несчастий. Нередко беспокойство за ребенка заставляет родителей контролировать каждый его шаг. Постоянно находясь в окружении строгих взрослых, он, бедняга, вообще не имеет возможности получить опыт общения со сверстниками и самостоятельного налаживания контактов.
Не выделяйте застенчивость как главную черту ребенка. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность, осторожность.
В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите, не принуждайте ребенка. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: «Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать)…»
Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и тем не менее находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами. Важно изменить знак постоянных переживаний застенчивого ребенка с отрицательного на положительный.
Застенчивые дети консервативны и боятся нарушать запреты взрослых. Поэтому нужно своевременно отменять запреты, из которых ребенок вырос, объяснять ему: «Теперь можно», «Тебе уже пора попробовать…», «Ты уже большой».
И почаще хвалить за то, что он делает хорошо, аккуратно и вовремя. Поощрять и поддерживать в малейших успехах. Застенчивого перехвалить невозможно. Ребенку необходимо видеть, что близкие люди получают удовольствие от общения с ним.