Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
С.Фейгинов
Педагогическая драматизация. 200 этюдных приемов воспитания
Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004
В предисловии автор сообщает, что метод педагогической драматизации может быть полезен для родителей, студентов, бизнесменов, администраторов, но главным образом он может заинтересовать педагогов, работающих с подростками. Любой классный руководитель знает, что с этой возрастной группой работать сложнее всего. Осваивая социум и свою новую роль в нем, подростки создают немало трудностей как себе, так и окружающим. Они не уверены в себе и агрессивны, испытывают острый интерес к разным сторонам взрослой жизни и в то же время перестают прислушиваться к мнению взрослых. Потому, считает автор, что, воспитывая их, мы часто говорим абстрактные слова, обсуждаем ситуации, страшно далекие от реальной жизни и интересов подростка.
Метод педагогической драматизации предлагает проигрывать и обсуждать события, ценности и состояния души, актуальные для подростка сегодня, сейчас.
Он может воссоздать для себя ситуацию трудного разговора с родителями, конфликта с учителем; как в замедленной киносъемке, оживить важные моменты из своего детства и на их фоне лучше понять себя сегодняшнего.
Условия для разыгрывания каждого этюда подробно описаны автором от установок режиссеру-педагогу до реквизита и освещения, которые позволят добиться максимального эффекта.
В конце книжки есть раздел, который будет полезен педагогам для повышения собственного профессионального мастерства. Этюды, содержащиеся там, помогут учителю стать более пластичным, артистичным, усовершенствовать свой стиль общения.
Ж.Ледлофф
Как вырастить ребенка
счастливым. Принцип преемственности
М.: Генезис, 2006
Книга американской исследовательницы сразу же после опубликования стала педагогическим бестселлером во многих странах мира. Жан провела два с половиной года среди южноамериканских индейцев и была покорена счастьем и гармонией, царящими в их семьях. Хотя живут они в примитивном и нецивилизованном, по нашим представлениям, мире. Однако дети у них не плачут, не капризничают и не дразнят друг друга. В отличие от наших, растущих в тепле, комфорте и под неусыпным присмотром врачей, педагогов и психологов.
Автор считает, что в этом и заключается проблема: мы слишком доверяем «экспертам», которые будто бы знают, что необходимо для блага ребенка.
Она показывает на многочисленных примерах, что растить ребенка можно и нужно, опираясь на собственную интуицию и ориентируясь на истинные потребности ребенка. Человеку, выросшему в европейской культуре, трудно отказаться от каких-то стереотипов. Например, мы точно знаем, что малыша-ползунка нельзя оставлять без присмотра. Иначе он потеряется, обожжется, упадет, ударится… Жан тоже была в этом уверена, пока не увидела младенца, ползающего на краю деревни около большой ямы. Крошечный несмышленый карапуз, предоставленный самому себе, резвился, кувыркался, но каждый раз останавливался у опасного края. Ледлофф объясняет это полноценным инстинктом самосохранения, работающим благодаря тому, что никто никогда этого ребенка не одергивал.
С мифами цивилизации расставаться трудно. И по мере чтения все время хочется возразить: мол, автор увлеклась, романтизировала первобытное племя. Не может же быть, что мы все до такой степени неправильно растим своих детей!
Но оказывается, что есть общество последователей Ледлофф, которые уже вырастили целое поколение детей в соответствии с принципом преемственности. В конце книги приводятся рассказы об их опыте. Похоже, им на самом деле удалось встать на сторону ребенка.