Вторая тетрадь
Школьное дело
ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК
Может пригодиться
Поездка в музей, в другой город связана
с необходимостью решать множество проблем, не имеющих прямого отношения
к содержанию экскурсии.
Совмещение интересов
Не так много у нас классов высокоинтеллектуальных, способных часами слушать и вести умные разговоры. Большинство наших учеников – обычные дети. Им будет легче, если мы соединим посещение музея с веселой прогулкой по парку или по центру города. Особая удача, когда ребята приезжают в культурное пространство не как гости, а как помощники. Попробуйте договориться о какой-то несложной работе. Сучья (листья, снег) убрать с дорожек. Что-то починить, покрасить. Мы помогаем подросткам занять позицию работника, личностно отнестись к окружающему пространству. Ведь совсем иначе ценишь то, во что вложил свои усилия. И сотрудники музея иначе воспринимают добровольных помощников, не так, как случайных посетителей. Расскажут что-то неформально. Отведут туда, куда не всех водят. Для подростков важно ощущение избранности.
Ближайшее окружение
Музей не остров. Это часть города, поселка. И ребятам хочется исследовать окружающую территорию. Проявить ту самую любознательность, которую мы так ценим во время экскурсии.
Дайте ученикам возможность пробежаться по магазинчикам и ларькам. Признайтесь, вам тоже любопытно, что и почем продается в других районах. Заранее договоритесь, когда и сколько времени будет отдано «на разграбление города», и тогда никто не будет на ходу отставать от группы, не будет отвлекаться во время общей работы.
Ребятам всегда интересно познакомиться с чужой школой. Отпустите наиболее активных и коммуникабельных на разведку, пусть потом расскажут о своих впечатлениях.
Вариант блиц-знакомства с окружающим миром – мини-опрос. Какие у местных школьников самые любимые предметы, чем они увлекаются? Что люди, живущие по соседству, знают (думают) об этом памятнике? Пока ребята будут выяснять уровень информированности населения, они и сами информацию усвоят, и появится повод поговорить о жизни. Без иллюзий и мифов.
Быт
Если вы уезжаете на 2–3 дня, позаботьтесь о вечерней программе. Вечером можно замечательно поработать: сыграть спектакль по теме поездки, провести викторину, конференцию. Или замечательно повеселиться. Развлекательную программу разработает специальная группа школьников.
И все-таки свободное время у ребят должно быть. Постоянно находиться в коллективе и работать тяжело. Для самостоятельных прогулок у каждого должна быть карта местности, часы и точный адрес места сбора. Если боитесь отпускать ребят одних, пусть взрослые разделятся и уведут народ в разные стороны: одних на стадион, других в кино.
Перед тем как сесть в поезд, на городской автобус, распределите места. Чтобы дети с чемоданами не толпились в узком проходе. Места делятся по рабочим командам, по дружеским привязанностям, по половому признаку (мальчики на верхних полках, девчонки внизу). Во избежание обид привлеките к решению вопроса делегатов от народа.