Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Леонтьева Ольга

Едем в гости... на учебу!

И не в другую страну, а в школу в соседнем районе или соседней области

Каждая школа живет довольно изолированной жизнью. Уроки, праздники, экзамены – все проводится в одних стенах, которые и для учеников, и для многих учителей часто становятся вторым домом. Но каждый год последний звонок возвещает о том, что очередной класс уходит в другой, гораздо более сложный и разнообразный мир. Знакомство с ним для многих ребят оказывается травмирующим: они не привыкли общаться с большим количеством незнакомых людей, не знают, как вести себя в непредвиденных ситуациях. Особенно остро эта проблема стоит перед ребятами, выросшими в небольших поселках или деревнях, где все друг друга знают с детства.

Чтобы помочь им научиться общаться с внешним миром, педагоги ездят со своими учениками в экспедиции, театры и музеи. Но и там обычно дети продолжают общаться с теми же людьми – своими учителями и одноклассниками.

Однако есть способ, позволяющий ввести школьников в реальное общение с новым, ранее неизвестным или малоизвестным для них миром. Способ не очень затратный, но довольно эффективный. Его активно используют во многих странах мира, однако он почему-то не очень известен в России.

Обмен учениками

Обмены студентами часто проводят школы, которые имеют дружеские ученические коллективы за рубежом. Группа ребят из другой страны приезжает в Россию, но тратит деньги только на дорогу: дети и учителя живут в семьях своих новых друзей, одновременно знакомясь с традициями страны, изучая ее язык. Потом российские школьники едут за границу, где тоже живут в семьях.

Подобные выезды важны не только для того, чтобы изучать иностранные языки. Кратковременные «обмены» учениками дают возможность узнать новых людей, пожить и поучиться в новой ситуации, сделать интересную творческую или исследовательскую работу. Но кто сказал, что выезжать в гости нужно обязательно в другую страну? А что, если это будет школа в соседнем районе или в соседней области? При этом траты на дорогу и питание будут минимальными, а эффект от работы – большим.

Куда поехать?

Организовать поездку с учениками можно в любую школу, в которой есть знакомые учителя. Где-то работают бывшие однокурсники, где-то – коллеги, с которыми познакомились на районном методическом объединении, а в каких-то школах уже работают бывшие ученики. Поездка может стать интересной и полезной, даже если это будет одна из ближайших школ, например, в соседнем районе.

Найти партнеров для первого выезда проще всего, предложив коллегам для начала приехать в вашу школу на несколько дней, хотя бы на субботу и воскресенье: «Сначала – вы к нам, а уж потом – мы к вам».

Разместить гостей можно прямо в школе (естественно, соблюдая все правила техники безопасности) – в советские времена такие группы с легкостью селили в спортивном зале. А можно – в семьях своих учеников, если родители согласятся (это гораздо проще и безопаснее). И в том и в другом варианте есть свои плюсы и минусы.

Размещение в школе связано с большим количеством проблем: организация питания детей, безопасность в вечернее и ночное время, проведение вечерних мероприятий. Однако все трудности потом с лихвой окупаются эффектом от сплочения коллектива, появлением лучшего взаимопонимания в группе. А если группа «хозяев» – школьники и их учителя – останутся ночевать в своей школе вместе с гостями, можно будет организовать много интересных совместных мероприятий, лучше познакомиться со всеми членами чужой группы.

Если группы встречаются на более долгий срок, например на одну неделю, лучше заранее подумать, можно ли разместить гостей в семьях. В этом случае состоится более тесное знакомство.

Планирование поездки

Такие поездки должны быть тщательно спланированы, и, конечно, в этой работе должны принимать участие учителя и ученики с обеих сторон. Кроме решения бытовых и финансовых проблем большое внимание должно быть уделено обсуждению деятельностного компонента поездки, ее целей и задач.

Выезд на выходные дни подразумевает большую работу во время подготовки и проведения, презентацию ее результатов, подведение итогов.

Например: две группы школьников ведут похожие экологические проекты у себя на местах. Они вполне могут обменяться результатами работы во время выезда в гости, провести акцию по охране окружающей среды.

Однажды такой выезд закончился строительством статуи «Памятник мусора». Ребята, встретившись, решили, что в их поселках просто очистить территорию недостаточно: на следующий день все скорее всего будет снова завалено хламом. Ученики и учителя собрали вокруг школы мусор, скрепили его цементом и установили сооружение прямо рядом со школой, в центре небольшого поселка, в котором проходила работа (кстати, идея не была никем заранее запланирована, она возникла по ходу совместной работы). На странную статую обратили внимание и местные жители, и представители власти. Потом работа была повторена во втором поселке.

В выходные дни могут приезжать друг к другу и туристические группы, и театральные коллективы (два спектакля, подготовка совместного капустника, концерт для гостей), и любые другие детские сообщества. Схема работы предельно проста: домашнее задание – демонстрация – совместная работа, только что спланированная, – предъявление ее результатов родителям и гостям.

Выезд на неделю не ограничивается внеклассной работой. Его лучше организовать как учебный. Например, дети могут учиться в течение этой недели вместе со своими новыми друзьями. Даже без предварительных увещеваний вроде: «Вы едете в гости! Ведите себя прилично!» – ученики обеих школ сделают все, чтобы не ударить в грязь лицом. И те и другие будут очень стараться, ведь никто не хочет, чтобы его школа оказалась хуже, чем соседняя. А учебу во время такой «гостевой» недели можно организовать как-нибудь оригинально: например, в виде творческой недели или дней, посвященных разным учебным предметам.

Начать совместную учебу и работу лучше всего с сюрпризов друг для друга, приготовленных заранее.

Нельзя забывать о спортивных соревнованиях и веселых конкурсах вроде КВН. Только команды лучше составлять не по принципу одна школа против другой, а лучше, чтобы состав был смешанный (любые технологии случайной выборки здесь хорошо подойдут).

И конечно, «под занавес» стоит совместной группой организовать мероприятие для других учеников школы или для местных жителей – это станет настоящей сплачивающей ребят точкой, кульминацией работы.

Нетрудно заметить, что и в этом случае схема работы довольно проста: подготовка дома – учеба – конкурсы, игры – совместная деятельность – предъявление результатов.

Подведение итогов

Итоги выезда проводятся дважды: в последний день совместной работы (обсуждение результатов с обеими группами) и после ее окончания (в отдельных ученических коллективах).

В первый, максимум во второй день учебы в привычном режиме с группами ребят нужно поговорить об их впечатлениях, о полученном опыте, о новых друзьях. Такая повторная рефлексия в более узком кругу может оказаться очень важной для многих детей: кто-то из них не сумел раскрыться в полную силу в новом коллективе, кто-то, напротив, обнаружил в себе новые таланты.

А после этого учителю стоит подумать: не оказалось ли в его группе детей, которые ничего не говорили при подведении итогов ни с новыми друзьями, ни без них. С каждым из таких ребят необходимо пообщаться отдельно. Возможно, им нужна индивидуальная педагогическая поддержка и они не смогли сказать о каких-то проблемах при большой группе.

Ответный визит

С ответным визитом не стоит затягивать, лучше провести его не позднее чем через месяц после первого. Нельзя забывать: время для детей течет гораздо медленнее, чем для взрослых. Их жизнь гораздо более насыщенна. Месяц для ребенка порой то же самое, что год для взрослого человека. Следующая встреча должна состояться, пока не остыли эмоции и чувства, пока детям хочется продолжить совместно работу.

Две последовательные встречи такого рода (в отличие от одной, которая скорее всего довольно скоро забудется) могут положить начало длительной, серьезной дружбе между детьми и педагогическими коллективами.

Рейтинг@Mail.ru