Вторая тетрадь
Школьное дело
КЛЮЧ К ЗНАНИЯМ
Прежде чем зазвучат ксилофон, колокольчики, бубны
Нужна внутренняя тишина и ощущение общего ритма
Уроки музыки особенно важны для развития детей, если речь идет о шести-семилетних малышах.
Но для этого занятия должны стать желанной и увлекательной частью учебного дня. Так происходит, например, на уроках Рудольфа Багдасарова, автора оригинальной методики музыкального воспитания детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Когда дети приходят (вбегают с криком) в кабинет музыки с других занятий или с прогулки, каждый из них несет свое настроение, свои желания, свою манеру поведения. Собрать ватагу малышей в единую группу не окриком, не требованием пресловутой дисциплины – моя главная задача в начале урока. Я выношу на середину ковра свечу в подсвечнике и говорю: «Она не загорится, если не будет тишины и если вы не сядете в большой круг». Затем зажигается свеча, и мы все «собираем» тепло от ее огонька на ладошки, раскачиваясь в одном ритме.
Теперь дети сосредоточены на едином действии и поддерживают общий ритм («Вначале был ритм». – Г.Нейгауз). Когда свечка устала, мы ее задуваем, стараясь объединиться в едином усилии. Затем все собираемся в центре ковра, где обозначена клумба. Мы стараемся не заступить за черту, где растут «живые» цветы. Плотный кружок ребят расходится в стороны: это мы «надуваем шар», взявшись за руки, но так, чтобы руки не напрягались, оставались пластичными и «добрыми».
Умение не напрягать руки пригодится потом, когда мы будет осваивать музыкальные инструменты. Плавно, как падающие осенние листья, опускаем руки и начинаем ритмические игры. Мы используем природные «инструменты»: топы, хлопы, шлепы, щелчки.
Дети охотно повторяют за учителем ритмические фигуры. Это игра «Эхо». Мы добиваемся точности и, главное, ансамблевости в ответах группы. Второй вариант более сложный: ритмическая фраза идет по кругу от одного к другому. Следующий этап – не учитель, а ребенок придумывает ритмическую фразу и передает ее группе.
И вот появляется скрипка. Дети, слушая игру учителя, жестами и движениями тела показывают, что они слышат: легато, стаккато, высокие и низкие звуки, музыку медленную и быструю. Когда язык жестов станет единым для всех, наступает более интересная творческая стадия: музыкальное движение незаметно переходит в дирижирование и сочинение музыки. Теперь учитель и ученик меняются местами. Ребенок становится ведущим. Он жестами показывает учителю свою музыку, а тот послушно старается сыграть то, что придумывает и показывает ему ученик.
Особое место в музыкальных занятиях занимает оркестр. Королева-флейта просит помочь убаюкать маленького принца. Дети выбирают инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчики, бубны, виолончель, барабаны. Учитель играет на флейте, а оркестр аккомпанирует. Задание может быть и другое, необязательно колыбельная.
В оркестре дети учатся жизненно важным вещам: умению строить коммуникацию с другими детьми и взрослыми, вести диалог, соблюдать динамический баланс; умению принять ритм и темп партнера и поддержать его, то есть соблюдать паритет или, говоря музыкальными терминами, быть в ансамбле.
Чтобы занятия с малышами были плодотворными и приносили радость и детям, и педагогу, нужно помочь ребенку ощутить удовольствие от творческого поиска, сотрудничества с товарищами и взрослым.