Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Поляков Сергей

Когда обучение навыкам общения становится воспитательной технологией

Об одном педагогическом эксперименте, прошедшем в школах Ульяновска

Педагогическая наука существует! В этом большинство школьных учителей могут убедиться, посетив многочисленные профильные конференции или зайдя в раздел педагогики в крупных книжных магазинах. Но по возвращении в класс эта уверенность хоть и сохраняется, но становится чем-то вроде гордости за полеты в космос. Хорошо, конечно, но очень уж далеко. Ибо что делать с конкретным Васей, который делает кучу ошибок или бьет одноклассников и доводит учителей, – приходится доходить своим умом, эмпирически.

К счастью, есть и другие примеры. Отдельные ученые, институтские кафедры, научные лаборатории вступают в сотрудничество с практиками, чтобы в условиях реальной школы проверить свои идеи и гипотезы. О подобном сотрудничестве мы писали в «ПС» № 4, 2007 г. Это было описание эксперимента ученых из Ульяновского педагогического университета, проведенного в школах города. В тот раз педагоги оценивали эффективность образовательных технологий. С тех пор ульяновцы провели еще один эксперимент, который на этот раз касался воспитания.

Гипотеза

Идея ученых состояла в том, чтобы для создания воспитательной технологии использовать теорию развивающего обучения. Она была разработана Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и успешно используется для обучения школьников. Суть ее заключается в том, что учитель создает условия для развития учебной деятельности учеников. В отличие от традиционного обучения, где школьники осваивают учебные действия. Деятельность же складывается из действий только в том случае, если ребенку интересны способы обучения, то есть особая, так называемая учебно-познавательная мотивация.

В системе развивающего обучения используются только те учебные задачи, в которых создана проблемная ситуация. Ребенок ее решает, выделяя понятия, устанавливая их связи и закономерности, строя графическую модель и вырабатывая алгоритм решения.

Завершается учебная деятельность этапом самооценки и рефлексии.

Непременным условием является объединение усилий ученика и учителя. Они совместно анализируют проблемную ситуацию, совместно строят графическую модель, совместно вырабатывают правила и алгоритмы; анализируют проделанную работу.

Гипотеза ульяновских педагогов состояла в том, что эту схему можно использовать и при организации «социальной» деятельности.

Только принципы и этапы деятельности переводятся в плоскость взаимодействия с другими людьми. То есть основой становится интерес не к обучению, а к общению, к способам конструктивного взаимодействия.

Педагог создает проблемную ситуацию во взаимодействии ребят или помогает им увидеть уже существующую проблему именно как проблему. Вместе они выясняют причины ее возникновения, обсуждают способы успешного взаимодействия, составляют графическую схему. После этого ученики пробуют использовать только что «открытые» ими способы и оценивают, насколько удачной была попытка.

Воплощение

От начала до конца эксперимента проработали одиннадцать классных руководителей. Они сначала прошли обучение, во время которого вместе с исследователями-преподавателями разбирались с новой гипотетической теорией, разрабатывали новую технологию и проектировали экспериментальное мероприятие.

Для того чтобы оценить эффективность технологии, каждый из педагогов сначала провел в своем классе коллективное дело как обычно, не используя экспериментальной технологии.

После этого началась работа по ее освоению. Помимо теоретических оснований учителя обсуждали каждый этап будущей работы, анализировали проблемы, существующие в их классах, – те, которые можно было бы решить при помощи новой технологии.

Круг проблем оказался давно известным: всю работу выполняют несколько активистов, а большинство к происходящему относятся безразлично; враждующие группы в классе; преследование новичков и вечных аутсайдеров.

Выбрав самую насущную проблему, учитель должен обострить ее, привлечь внимание детей к этой точке напряжения. Это должно произойти в самом начале коллективного дела: конкурса, игры, совместного выпуска классной газеты, подготовки к походу.

Проблема фиксировалась при помощи графической схемы, где выявляется анатомия конфликта: какие интересы и позиции пришли в столкновение, что послужило причиной (неумение выслушать чужую позицию, убедить в своей правоте, пойти на компромисс).

А после этого разрабатываются новые правила общения, которые позволят смягчить или преодолеть проблему. На занятии учителя предложили два пути: вырабатывать правила вместе с детьми или предложить им свой вариант для обсуждения.

Согласно технологии в дальнейшем ходе коллективного дела его участники пытаются взаимодействовать, используя новые правила.

Когда мероприятие завершается, учитель организует рефлексивный этап, на котором ребята осознали и оценили бы изменения, произошедшие после изменения алгоритма общения. Вопросы могут быть разными: почувствовали ли вы, как изменилась обстановка в классе? Стало ли взаимодействие более эффективным? Помогли ли новые правила? Собираетесь ли вы использовать их в других ситуациях? В какой момент было интереснее всего? Отличалось ли произошедшее сегодня мероприятие от предыдущих?

После того как учителя освоили элементы экспериментальной технологии, они приступили к проектированию собственных коллективных дел, обсуждали в малых педагогических группах возникающие вопросы, консультировались с научными руководителями.

И только после этого принимали окончательное решение об участии в эксперименте.

Результаты

Обычно плоды нелегких трудов классного руководителя оцениваются внешними наблюдателями исключительно субъективно. Но эксперимент требует строгого анализа результатов. Поэтому исследователи-экспериментаторы разработали шкалу уровней «социальной» деятельности ученика.

Ребенок, находящийся на нулевом уровне, вообще не видит в проведенном коллективном деле ситуаций обучения общению. Если ребенок видит эти ситуации, но практически не участвует в «социальной» деятельности, он находится на первом уровне.

Второй уровень подразумевает видение ситуации обучения общению и активное участие в процессе такого обучения.

Третий означает помимо высокой активности при обучении общению еще и интерес именно к этим моментам коллективного дела: обсуждению правил взаимодействия и их применению.

И после первого (контрольного), и после второго (экспериментального) коллективных дел среди ребят проводилось анкетирование, они сами оценивали степень своей активности. Помимо этого учителя вели дневник эксперимента и высказывали свое мнение относительно результатов.

В десяти экспериментальных классах из одиннадцати количество ребят с третьим уровнем выросло, то есть вырос интерес к обсуждению правил общения и к применению их во взаимодействии с одноклассниками. Многие из традиционно пассивных учеников принимали участие в разговоре; те, кто вечно все делал поперек, делали попытки договориться; наконец, осознавались давно длящиеся конфликты.

Понятно, что наиболее высокую оценку технология получила у тех классных руководителей, которые до эксперимента были озабочены проблемами общения и отношений в своих классах.

Рейтинг@Mail.ru