Вторая тетрадь
Школьное дело
Предметные олимпиады: новый регламент
Для детей остается все меньше стимулов в этих олимпиадах участвовать
В ноябре–декабре проходит второй, муниципальный, этап Всероссийской олимпиады школьников. В нем принимают участие победители и призеры школьного этапа олимпиады. А уже в январе–феврале – региональный этап. Заключительный – в апреле.
Как записано в выпущенном Министерством новом Положении о всероссийской олимпиаде,
«основными целями являются выявление
и развитие у обучающихся творческих способностей
и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей и пропаганда научных знаний». Однако по факту привилегия только одна и дается лишь победителям заключительного этапа: поступление в профильный вуз без экзаменов. По сути, ничего не дается, потому что дети, прошедшие четыре сита олимпиадной выбраковки, являются безусловными стобалльниками ЕГЭ.
И если в «старом» Положении 2003 года речь шла
о формировании сборных команд для подготовки и участия
в международных олимпиадах, о проведении
учебно-тренировочных сборов (зимних и летних),
о призах и памятных подарках, то в Положении 2007 года этого нет. Зато ограничений – хоть отбавляй.
«Небось хотите сливок?»
Во-первых, все этапы олимпиад проводятся «по общеобразовательным предметам, изучаемым на ступени среднего (полного) общего образования». И хотя про возраст детей ничего не написано, понятно, что Всероссийская олимпиада – только для старшеклассников. Значит, «приучать» к олимпиадам мы теперь будем факультативно. Ведь любой учитель скажет, что олимпиадника надо растить. И не на уроке.
«Когда на олимпиаду посылают просто отличника, он проваливается, – рассказывает учитель гимназии из Нижегородской области. – Мы готовим детей начиная с 4 класса, в 5-м запускаются многотуровые олимпиады, очные и заочные. Ученик получает опыт работы с олимпиадными задачами, опыт участия в отборочных турах. Еще создается резервная команда – это дети, у которых баллы чуть-чуть ниже, но они кандидаты в сборную команду в следующем году. Есть Олимпиадный марафон, который запускаем в начале учебного года – с ребятами работают тренеры, люди не из школы».
И так с кем ни поговоришь: если не сделать «олимпиадную прививку» малышам, никто в 10–11 классе добровольно участвовать не пойдет. «Уменьшается как количество желающих прыгать через слишком высокую планку, так и качество прыгунов», – говорит член муниципального оргкомитета Всероссийской олимпиады.
И во-вторых: по Положению, олимпиада проводится строго на добровольной основе. Но попробуй учитель, школа не выставить участников согласно квоте! Ведь теперь одним из критериев оценки работы учителя, ОУ является «средний балл участия в олимпиадах»! Попал ученик в первую десятку, пятерку, тройку – учитель умеет учить, остался за чертой призеров – не умеет. О какой такой «добровольности» можно говорить? Все просто: учитель работает много, бесплатно, на совесть – ученик идет за ним.
Во главе с центральным комитетом
В прежнем Положении был конечный список предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада, а в новом написано: «Перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Думай что хочешь. Гадай, как ляжет мысль чиновников. Жди.
Тот же принцип зависимости от высшей инстанции заложен в пунктах об олимпиадных заданиях. Если раньше они создавались оргкомитетами школы, муниципалитета, региона произвольно, и только задания заключительного этапа утверждало министерство, то теперь все по-другому. Центральный комитет олимпиады (теперь его создает Рособразование, а не министерство) осуществляет общее руководство проведением олимпиады, утверждает центральные предметно-методические комиссии, которые – читаем: «разрабатывают методические рекомендации по составлению заданий школьного и муниципального этапов; тексты заданий, критерии и методики оценки выполненных заданий регионального и заключительного этапов олимпиады».
Что такое «методические рекомендации» сверху – все мы уже хорошо знаем: тот же закон. Значит, составление олимпиадных заданий – разнообразных, максимально интересных, ориентированных на учеников – перестает быть творческой деятельностью учителя и становится исполнением предписаний, рутиной. Парадокс, но этот же учитель должен учить детей нестандартно думать, рассуждать, задавать вопросы – всему, что нужно олимпиаднику.
Наплыва не наблюдается
«В последнее время все труднее убедить родителей и детей, что олимпиады для чего-то нужны, – рассказывает учительница из Ростовской области. – Кто с ними сталкивался, знают, что для победы даже на уровне города, чтобы хоть что-то решить, нужно много заниматься. Вопрос: для чего? Для следующего этапа? Но какой интерес ребенку участвовать, если он на 100% знает, что до последнего этапа не дойдет?»
Старое Положение хоть как-то учитывало детскую мотивацию: на олимпиады, начиная со второго этапа, персонально приглашали победителей и призеров данного этапа олимпиады прошлого года. У ребят был стимул работать над собой, стремиться к победе. Но этот пункт убрали. Теперь победа на втором и третьем этапах для ребенка ровно ничего не значит. Зато для учителя – весомая строка в портфолио. Получается, истинный интерес к предмету, увлеченность – это на втором плане, как обычно.
Зачем они нужны?
Как ни читай, ни сравнивай документы, но реальной заботы государства об интеллектуальном потенциале страны новое Положение об олимпиаде не обнаруживает. «Финансовое обеспечение школьного этапа олимпиады, а также компенсация расходов на проезд победителей к месту проведения муниципальной олимпиады и обратно – за счет средств учредителя ОУ и иных средств». Муниципального – за счет средств муниципального бюджета, регионально-
го – соответственно. А вот федеральный бюджет даже расходы на проезд участников заключительного этапа и сопровождающих их лиц на себя не берет. Это, мол, ваши дети. Наше – комитеты, комиссии, жюри, аналитические отчеты и дипломы с гербовой печатью.
Учителя, которым не свойственно отстраняться от детской ситуации, говорят: «Олимпиада – вещь хорошая, полезная, если она служит отбору одаренных, а точнее – мотивированных детей в специальные школы при научных центрах. И не в старших классах ее надо проводить, а в 7–9-х. А так – одна нервотрепка».
И вопросы, вопросы… Чему служит Всероссийская олимпиада, еще более заорганизованная в новой редакции? Чем является? Еще одним «объективным» критерием определения результативности работы учителя и школы?
Судя по всему, этот документ в очередной раз призывает педагогов «поработать бумажками», а не головой.