Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Как списать компьютер?

Подумать только, еще три года назад на учительском столе можно было увидеть неработающий компьютер и монитор, которые стояли как экспонаты: «Это чтобы дети хоть представление имели», – а сегодня каждая школа участвует в гонке за гигагерцами и гигабайтами!

Электронная техника идет в школы сплошным валом, и только поспевай ставить ее на баланс. Вопрос: что делать со старой? Она ведь еще работает, но не используется, да и просто «не смотрится». С лучевыми мониторами, с ПК от 386-го до Pentium II и совместимыми с ними принтерами, а также старыми музыкальными центрами, телевизорами и прочим инвентарем, портящим школьные интерьеры, ставшим ненужным, но стоящим на балансе школы?

Нам пришло письмо от директора:

«У завхоза на складе негде повернуться: помещение забито оборудованием, которым мы уже не пользуемся, но которое не можем списать с баланса, потому что для списания техники есть одно условие: она должна перестать работать.

Но и хранить ее негде. Ни в подвал спустить, ни на чердак поднять нельзя – пожарники запрещают, потому что оборудование это электрическое. А чтобы получить резолюцию на списание, надо заручиться справкой от ремонтной фирмы о том, что прибор ремонту не подлежит. Я в одной фирме поинтересовался, и мне сказали, что такая справка на работающую технику стоит 250 рублей за единицу. Дороговато для меня, зато как удобно для жулья! У меня вопрос: не пора ли законодателям внести коррективы в правила списания техники?»

Мы позвонили в школы разных регионов, и оказалось, что проблема волнует многих. Более того, до сих пор существует практика перевода в школы «с баланса на баланс» старой техники с предприятий, из администраций, от политических партий: доделаете, мол, вам пригодится. Сетевой карты нет, дисковод не поставлен, процессор старый – проще выкинуть. Но нельзя, вещь на балансе.

Мы узнали, что кое-где, действуя по индукции, старую технику отдают в начальную школу: «Пусть доламывают, потом спишем». Но нет в этом решении, понятно, ничего хорошего.

Кто-то обращается в Санэпиднадзор за справкой о несоответствии старого оборудования «СанПиНам», и в каких-то регионах это помогает, а в каких-то нет.

Предпринимаются и рискованные шаги: «Поскольку инвентарный номер стоит только на корпусе компьютера, мы беспрепятственно меняем «начинку», старую выкидываем без всяких актов на списание».

И лишь в некоторых школах народные умельцы из системных администраторов используют старую технику для создания терминалов и серверов.

Так происходит, потому что процедура списания регулируется законодательными актами, в которых пока ни слова о морально устаревших компьютерах. Не урегулирована и процедура их утилизации, хотя каждый компьютер содержит более 30 химических компонентов, многие из которых высокотоксичны. О грамотной же утилизации – с нейтрализацией опасных элементов мониторов, принтеров и компьютеров – речи вообще не идет.

Между тем количество компьютеров, от которых школы хотят избавиться, исчисляется десятками тысяч. И это не частная проблема, а государственная. Должен быть план управления отработавшими свой срок ресурсами. Не менее подробный, чем план развертывания новых.

Рейтинг@Mail.ru