Первая тетрадь
Политика образования
ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Вне партийной принадлежности
Школа должна учить гражданственности, а не формировать политические предпочтения
Школа – вне политики, вне идеологии. Это стало возможным с начала девяностых. Причем может показаться, что почти случайно: советская идеологическая составляющая образования, ориентированная на одну доктрину и одну партию, была упразднена, а новой в школе не появилось. Но эта случайность не случайна; и норма Закона «Об образовании», определяющая, что школа – вне политики, отвечает демократическому, гуманитарному духу образования.
Почему соблюдение этой нормы так важно? Давайте попытаемся найти этому объяснение; попробуем понять, какая особая задача школы не может быть выполнена, если школа становится идеологически выстроенной и политически ангажированной.
Здесь важно точно расставить акценты: школа – в первую очередь педагогическое, образовательное пространство, место для детей, а уже во вторую – социальный и социализирующий институт. И постулат – «школа вне политики, вне идеологии» – отражает в первую очередь ее педагогические и образовательные задачи.
Переступая школьный порог, все дети становятся школьниками. Не русскими, татарами и мордвинами; не «яблочниками», коммунистами и «единороссами», а школьниками. Школа – это место, где люди соединяются, чтобы сообща пройти путь человеческого становления. И все, что в школе преподается, от физики до литературы, это про мир и человека в нем, про человека вообще, вне рамок социального статуса или партийной принадлежности.
Школа, если иметь в виду ее подлинное назначение, не может сужать. Она может только расширять – познания о мире, горизонты развития, человеческие возможности. Ее назначение как культурного института – в этом.
Но даже если предположить, что в школе могут быть в равной степени представлены все политические партии и все идеологии, это предположение имеет изъян в самом своем корне.
Главное, что должна давать школа, – это не количественное расширение, а качественное. Если переводить это в другие термины, школа отвечает за саму способность выбора, а не за конкретный акт и предмет выбора.
Разумеется, мы можем и должны говорить о воспитании гражданственности в школе. Но для этого нужно брать то преломление политики, которое едино для всех партий, которое есть базис демократии, которое задает саму возможность существования различных идеологических платформ.
Но самое важное в том, что в этом базисе зафиксированы общечеловеческие идеи, идеи, соединяющие людей, выражающие стремление обустроить человеческую жизнь по нравственным законам. В этом базисе содержатся понятия, которые интуитивно внятны каждому, в ком не заглушен внутренний слух: свобода, ответственность, справедливость, ценность человеческой жизни.
Могут сказать, что на самом деле жизнь устроена иначе, по жестким законам, основанным на разъединении людей. И школьники все равно никуда не денутся от телевизора, от газет, от того, что происходит дома и на улицах.
Все это правда. Но пусть будет то место, где дети будут учиться быть вместе. Во всех смыслах. По тому самому принципу, что все мы – люди. Будут учиться принадлежать в первую очередь самим себе и придерживаться человеческого в себе. Тогда, может быть, и последующий выбор определенной идеологии или партии произойдет по этим основаниям.