Третья тетрадь
Детный мир
ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ
Возмутители спокойствия
От гиперактивных до незаметных
Чаще всего разнообразные конфликты в классе провоцируют гиперактивные подростки. Их бурная активность, которую они не в состоянии контролировать, их неспособность тормозить импульсы приводят к многочисленным столкновениям с одноклассниками. Побежал – толкнул, схватил – порвал, взял – уронил, разбил. На упреки товарища – взорвался, обозвал, кинулся в драку.
Держат всех в напряжении и агрессивные ученики. Они подразделяются на два типа. Одни не понимают, что с ними происходит, и потому, как и гиперактивные, конфликтуют без злого умысла. А другие все отлично понимают и действуют именно назло, с желанием навредить.
Агрессивные подростки первого типа не осознают, что они агрессивны. Наоборот, уверены, что это вокруг них все агрессивны и опасны, а они только обороняются.
Представители второго типа – самые сложные. Привыкнув добиваться своего с помощью жестокости и грубости, они верят в эффективность такого поведения. И подвергают опасности окружающих и самих себя, потому что могут легко перейти грань, за которой их поведение становится противоправным.
В школьном коллективе нередки и конфликты лидерства. Лидеры бывают формальные и неформальные, позитивные и негативные.
Позитивный лидер – заводила интересных дел, с выраженными организаторскими способностями, умеющий сплотить и увлечь ребят.
Негативный лидер – скорее манипулятор. Он тоже умеет сколотить группу приверженцев, но втягивает их в различные рискованные эксперименты, бравируя нарушением правил и запретов. Совсем необязательно при этом, что неформальный лидер будет негативным. Бывает и так, что формальный и неформальный лидеры – оба неплохие ребята, просто не умеют договариваться и сотрудничать, поэтому конфликтуют сами и «раскалывают» класс из-за соперничества.
Особый личностный тип – антилидер. Такой подросток оспаривает и подчеркнуто игнорирует авторитет любого заводилы даже без намерения занять его место и перетянуть симпатии одноклассников на себя.
Он не умеет и не собирается верховодить, но не хочет и подчиняться, следовать за кем-то. Что, с одной стороны, хорошо, ведь он никогда не пойдет на поводу у негативного лидера, не закурит за компанию, не выпьет вина «на слабо». Но и ко всем интересным замыслам позитивного лидера отнесется тоже с насмешкой.
С острыми конфликтами сопряжено и положение «отверженного» подростка. Позиция «изгоя» страдательная. Агрессивные одноклассники унижают его, помыкают им, остальные – «в упор не видят» и избегают.
Менее конфликтна, а потому и не особо заметна участь «изолированного» подростка. Он в школе как бы «сам по себе». И если «отверженный» мучается от свого положения изгоя-одиночки и тянется к ребятам, но его встречают в штыки, то «изолированный» сам «не замечает» одноклассников: «Я вам не нужен, так и вы мне не нужны». К непосредственным столкновениям в классе такая позиция приводит редко, но она крайне вредна для подростка в перспективе, ведь он даже не пытается учиться социальному взаимодействию.
Носителями конфликтов, по крайней мере внутриличностных, становятся и так называемые «незаметные» ученики. Они не нарушают дисциплину, учатся не слишком хорошо, но и не слишком плохо, тихие, робкие, зажатые, как бы всегда «с краю». Одноклассники не игнорируют их намеренно, но и не принимают в свою компанию, порой даже не обращают внимания на их присутствие.
«Незаметных» учеников, в отличие от «изгоев», не так просто распознать. Доктор психологических наук Яков Коломинский рекомендует провести в классе тест «Поздравь товарища» для того, чтобы выявить таких ребят. Вот как это делается. Учитель вручает каждому ученику по три поздравительные открытки. И просит вписать в них имена тех одноклассников, которых хочется поздравить, сделать им приятное. Когда задание выполнено, учителю сразу становится ясно, кто из детей пользуется популярностью, а кто вниманием одноклассников обойден.