Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Уважительное отношение учеников и их родителей к педагогу – залог его успешной работы. Однако и дети, и родители неоднозначно оценивают «социальные установки» учителей. Об этом свидетельствует исследование, проведенное сотрудниками кафедры социологии и политологии Уфимского государственного авиационного технического университета.

Как пишет доктор социологических наук Е.Бикметов в статье «Взаимодействия семьи и школы» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 9 за 2007 год), родители в своих анкетах чаще всего называют такое качество педагогов, как «добросовестное отношение к делу», а в анкетах детей это качество по частоте упоминаний оказывается только на четвертом месте. Дети среди социальных установок учителей выделяют прежде всего «умение заработать», тогда как папы и мамы не считают это качество ярко выраженным (6-е место по частоте упоминаний).

Авторы исследования объясняют это расхождение в оценках тем, что в последние годы родители все чаще становятся спонсорами школы. Многие родители считают эту денежную помощь необходимой, а вот ученики видят в ней дополнительный заработок.

Как школьники, так и родители низко оценивают «бескорыстную преданность избранному делу» (5-е и 7-е места соответственно). Вызывает тревогу и то, что наибольшего согласия взрослые и ребята достигли в оценке «грубого отношения к детям» со стороны учителей (3-е место).

Одного учителя спросили: «Используете ли вы в процессе воспитания школьников мобильные телефоны?» «Да! – ответил он. – Я их отбираю».

Эта курьезная история иллюстрирует позицию многих учителей относительно использования мобильной связи в интересах образования. Часто учителя видят в мобильниках только отвлекающий от учебы фактор.

Автор статьи «“Мобилизация” воспитания» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2007 год) А.Полякова предлагает учителям посмотреть на мобильный телефон в другом ракурсе: не отмахиваться от нового средства взаимодействия, а активно осваивать его, работать с ним – помочь ребенку правильно расставить акценты в сфере живого и «технического» общения, вписаться в сложное переплетение речевой культуры, культуры общения и технологизации человеческих отношений.

В статье содержится множество примеров того, каким образом мобильный телефон может облегчить взаимодействие учителя и ученика. Вот один из них.

Как-то на уроке литературы в 11 классе Костя списывал задание по английскому языку. Учитель настояла, чтобы он убрал тетрадь. «Ладно. Если я получу двойку, вы будете виноваты!» – ответил ученик.

В конце этого урока ученики и педагог выбирали творческую группу по подготовке литературного вечера. Выбрали и Костю. Группа должна была собраться на следующий день. «Я не приду. У меня курсы», – сказал он и хлопнул дверью.

Зная его отходчивость, педагог склонялась к тому, что мальчик придет. Но уверенности не было, а значит, надо как-то с ним «помириться». Вечером учитель «скидывает» сообщение: «Ну как английский, я что-то переживаю…» — «Два! Шучу. :) (обозначение юмора, улыбки, подмигивания на языке SMS-сообщений, которому также уделено внимание в этой публикации). Меня не спросили». – «Правда?! Хорошо, что все так закончилось. :) Пока. До завтра». – «До завтра» (!). На следующий день творческая группа была в полном составе.

Большинство российских учителей – женщины. А у каждой женщины, как известно, есть свои способы «самопрезентации». Но также существуют психологические приемы, которые помогают женщине проявить силу собственного обаяния. О них идет речь в статье И.Рассказовой «Магия личного обаяния» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 8 за 2007 год).

«Человек равен своему воображению, – утверждает автор. – Убедите себя быть обаятельной и привлекательной! И не бойтесь, что хотите слишком многого. Посмотрите спокойно и с любовью (стоит ли совершенствовать то, что любишь?) на свои достоинства и недостатки. И не пытаясь сравнивать их с другими, бесстрашно полюбите их, ощутите их ценность. После этого можно и задуматься над тем, как лучше преподнести их окружающим».

Рейтинг@Mail.ru