Вторая тетрадь
Школьное дело
ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
Может пригодиться
На таком увлекательном приеме,
как поиск ошибок, можно построить самые разнообразные игры. Нужно только помнить о возрастных особенностях ребят, которым вы предложите новую игру, и планировать заранее, каких образовательных целей
вы хотели бы достичь.
«Верите ли вы…»
В пятом–седьмом классах дети с удовольствием участвуют в следующей игре: каждый ученик готовит десять карточек, в которых написано по одному вопросу и ответу на него. На уроке они садятся в пары и поочередно читают сопернику заготовленный вопрос, ожидая правильного ответа, то есть сравнивая ответ одноклассника с тем, который был приготовлен заранее. Эта игра развивает умение работать с текстом, формулировать вопросы, демонстрировать знание материала.
Более старшие дети не любят эту игру: и карточки им делать лень, и скучно работать со «знаниевыми» вопросами.
Попробуем немного изменить игру: предложим в карточках или просто в тетрадях написать не вопросы, а утверждения, среди которых одно (или два) будут ложными, но такими похожими на правду, что их будет трудно найти. Получилась новая игра, в которую с удовольствием поиграют и десятиклассники, и одиннадцатиклассники: при подготовке к такой работе можно использовать и юмор, и умение придумывать замысловатые предложения. Это творчество, импровизация, а не простое воспроизведение чьих-то текстов.
Испорченный телефончик
Эту игру можно проводить на любом уроке, правда, цели работы при этом могут быть разные.
Общим является развитие коммуникативных навыков, умения слушать партнеров и передавать полученную информацию в устной форме. Рассказ, история или… байка каждого должны быть уникальными, неизвестными для остальных. Это обязательное условие.
Ученики усаживаются в круг, распределяются по парам, но так, чтобы, повернув стул, можно было быстро стать парой другого человека. Чтобы проще организовать пары, можно предложить ребятам рассчитаться по порядку, а после этого сказать, что сначала пары составят: первый со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и так далее. Если количество учеников в классе нечетное, учитель тоже вступает в общую игру и садится в одну из пар.
В этих парах все нечетные, например, номера рассказывают четным свои тексты. Когда работа окончена, по команде учителя первый номер поворачивается к последнему четному, второй – к третьему, четвертый – к пятому и т.д. На этот раз четные номера рассказывают не тот материал, который они приготовили заранее, а тот, который только что услышали от своих одноклассников.
Пересказ закончен.
Снова смена пар – все возвращаются к тому партнеру, с которым работали вместе в самом начале. И снова рассказывают не тот материал, который был приготовлен, а тот, который был услышан только что. В результате такой работы истории и рассказы как бы идут по кругу, от одного ученика к другому, а в результате возвращаются к автору в сильно искаженном и сокращенном виде. В зависимости от того, какой это был учебный предмет, какие цели ставил перед собой педагог, дальнейшая работа может быть организована по-разному.
При обучении иностранным языкам этот прием оказался эффективным и без специальной «доработки», без анализа ошибок, которые были допущены в результате игры. Если прием используется на уроках иностранного языка часто, ученики быстро привыкают говорить так, чтобы собеседнику было понятно; задавать наводящие вопросы; записывать основные идеи и т.д. Все это дает возможность для развития общения на иностранном языке, снимает «языковой барьер». При этом совершенно не важно, что пятый человек, пересказывающий чей-то текст, не услышал первоначальную версию, потому что его рассказ будет просто иметь новый смысл.
При обучении точным или естественно-научным предметам, таким как биология, химия, физика, математика, требуется обязательное обсуждение «результата» испорченного телефончика. Каждый ученик, дождавшись, когда к нему вернется его собственный рассказ, должен для всех проанализировать последнюю версию, пояснить, какая важная информация была упущена или искажена.
Можно спросить ребят, кто в своем рассказе «потерял» именно это важное зерно, вместе со всеми подумать, почему это произошло, как можно было этого избежать (задавая дополнительные вопросы рассказчику и наводящие вопросы слушающему; делая пометки для того, чтобы лучше запомнить информацию, и т.д.).