Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ


Меркулов Филипп

Повышение квалификации: когда профессиональные проблемы становятся точкой роста

Тогда оказывается, что и ресурсы развития находятся под рукой

Педагогам положено повышать квалификацию каждые пять лет. Официально – на курсах, со сдачей зачетов и получением очередной бумажки. Бесплатно. Увы, нередко это бесплатное, обязательное образование превращается для учителей в тягостную повинность. И не потому, что учителя не хотят учиться. Очень даже хотят. Только не всегда находят ответы на волнующие их вопросы на лекциях приглашенных методистов.

Молодой специалист

Елена – молодая учительница, два года как закончила вуз. Елена не сомневается: в институте ее научили всему, что должен знать преподаватель. Нужно только следовать полученным инструкциям, достаточно передовым, впрочем. И не только предметным, но и методическим. Скажем, проверять тетради красной ручкой – плохо: это агрессивный цвет, травмирующий ребенка. Не сидеть за столом на уроке, а ходить между учениками – хорошо: это помогает общаться с детьми. Она и не думает о повышении квалификации. Квалификация подтверждена свежим дипломом.

В самом деле, можно ли судить по наличию диплома о профессиональном уровне специалиста? В некоторой степени. Прежде всего о формальном знании определенного предметного и методического материала – это и в самом деле важно. Однако в отличие от многих других специалистов учителю необходимы специфические компетенции и достаточно высокий уровень профессиональной культуры, что предполагает понимание собственных педагогических целей, ценностей, способов деятельности, символики. Это уже не приобретешь на вузовской скамье (к сожалению или к счастью?). Профессиональная культура накапливается со временем, приходит с опытом.

Всегда есть разница между тем, как нас самих учили в школе, какую методику преподавали в вузе, и тем, как работаем мы сами. Эта разница и есть результат повышения квалификации, каким бы способом оно ни происходило.

Факторы развития

Развитие профессиональных компетенций педагога зависит от четырех важнейших факторов:

– социальная ситуация (глобализация, иммиграционные процессы, изменения в системе образования), государственный заказ по отношению к школе,

– скорость развития той науки, которую вы преподаете (даже если новые открытия не входят в школьную программу, вам хочется быть в курсе хотя бы ради личного продвижения),

– подбор учеников в классе (их социальное происхождение, разница в интеллектуальном и культурном уровне, место проживания: престижный район, маленький поселок, запросы родителей – преподавать в элитном районе и в рабочем квартале – это две разные профессии),

– рост индивидуального мастерства, который зависит от ваших личных качеств, профессионального окружения.

Эти факторы и многие другие, менее масштабные, постоянно меняясь, взаимодействуя, влияют на способы работы учителя на протяжении всей его профессиональной жизни. Возможны разные варианты изменений педагогического стиля.

Во-первых, простая линейная траектория. Продолжение того, чему тебя учили, чем занимался прежде. Человеку нравится то, что он делает, и он готов продолжать эту деятельность.

Во-вторых, путь резких перемен. Учителю перестает нравиться то, что он делает, хочется чего-то нового.

И, наконец, есть те, кто больше ничего не хочет. Их ресурс исчерпан. Знакомый термин – «выгорание».

Три круга профессии

Весь профессиональный багаж учителя можно представить в виде трех концентрических кругов. Первый – фундамент: то, что признается всеми как инвариант профессии. То, что определяется законом, базовыми документами, то, что заставляет людей считать себя коллегами.

Второй круг – индивидуальные особенности: уровень образования (училище, педагогический институт, университет), место работы (большой город, село, коттеджный поселок), круг служебных обязанностей (предметник, завуч), подбор учеников (сильные, слабые). Определенные компетенции могут быть востребованы в одной ситуации и совершенно излишни в другой.

Третий круг – личностные особенности, например, ваши увлечения и то, насколько вы используете их в работе. Так, по последним данным, около 60% молодых педагогов являются активными интернет-пользователями, но лишь 15% взаимодействуют в этой области с учениками. Молодой математик увлекается современной музыкой, но на уроке не позволяет себе отвлечься от учебника. А почему?

Путь к вершине

Вопрос о том, как повышать свою квалификацию, всегда решается ситуативно. Это зависит от вашей нагрузки и соответственно от количества свободного времени, которым вы располагаете. От вашей сосредоточенности на работе или наличия дополнительных жизненных увлечений (другая работа, маленькие дети в семье). В конце концов, от запасов вашей энергии. Но главное – от того, какие проблемы мучают вас больше всего. Только определив приоритетные задачи, можно строить свою профессиональную траекторию. Вот несколько примеров.

Мария, учитель начальной школы. Считается опытным педагогом. Она ловко работает с учебником. У нее есть чутье, поэтому ей удается создавать для учеников разнообразные образовательные ситуации. Она умеет наблюдать за детьми, угадывать состояние коллектива по малейшим признакам и разумно организовывать деятельность в классе в зависимости от настроя детей.

Однако ей есть к чему стремиться. В школе с этого года вводится новая программа изучения окружающего мира. К тому же она предполагает работу по группам. Мария, скорее, привыкла к фронтальным способам ведения урока или к индивидуальным занятиям с детьми.

Ради освоения новой программы Мария записалась на курсы, организованные в местном институте повышения квалификации. Способами групповой работы прекрасно владеет одна из коллег. Мария не просто посетила несколько ее уроков, задала множество вопросов, выяснила такие детали, о которых не расскажут ни на одном семинаре. Кроме того, учительницы договорились о проведении нескольких совместных внеклассных мероприятий и уроков, чтобы Марии легче было освоить непривычный способ работы.

Варвара, учитель английского языка в гимназии. Строгая, требовательная, пунктуальная. Автор методических пособий по предмету. Владеет языком в совершенстве. Но она далека от учеников. Методической темой года в школе стала проблема оценивания. Разговор на августовском педсовете, ряд открытых уроков (с последующим конструктивным обсуждением) заставили Варвару внимательнее понаблюдать за учениками, которых она вроде бы знала (и бескомпромиссно оценивала). Вдруг дети открылись педагогу с неожиданной стороны. Это открытие сильно повлияло на педагога. Изменилась манера ведения урока, стала менее директивной...

Завуч, директор способны предоставить (или не предоставить) возможность съездить на стажировку, семинар, организовать деловой (а не формальный) педсовет, наладить систему взаимных посещений и, наконец, всячески стимулировать людей, готовых демонстрировать свои умения, приобретать новые.

Наличие команды в школе, общего направления поиска также способствует быстрому профессиональному росту учителей.

Участие в конкурсах, выставках – прекрасный способ заявить о себе, сформулировать свое кредо, описать практику.

Пишу и думаю

Один из самых доступных способов повышения квалификации – писать о своей практике. В последнее время этим все интереснее заниматься, поскольку появилось множество специальных педагогических сайтов, форумов, блогов. Тот, кто пишет о своей практике, делает ее «видимой» для самого себя, переходит из позиции просто учителя в позицию педагога-исследователя. Обмен текстами между преподавателями приводит к появлению команды единомышленников, возможно, к началу научной деятельности (диссертации).

Личные усилия

Если в вашей школе пока не сложилась педагогическая команда, это еще не повод ставить крест на своем образовании. Можно попытаться найти хотя бы собеседника, чтобы он помог вам разобраться в вашей практике, обсудил с вами проблемы, позволил двигаться вперед, пусть не стремительно, но неуклонно, шаг за шагом, проверяя эффективность каждого изменения, опираясь на уже освоенные территории. Были бы желание и готовность учиться. Принимать сложность профессии, где совершенство невозможно. И бесконечно меняться.

Разговор по кругу

Соберите небольшую группу коллег, например, методическое объединение. И попробуйте по очереди рассказать друг другу о своих успехах, о том, как один или несколько детей в классе изменили линию поведения, собрались, сосредоточились. Рассказывайте максимально подробно, со всеми деталями, стараясь ответить на три вопроса: что делал учитель? в какую деятельность старался вовлечь детей? что послужило главной причиной изменения поведения ребенка? Серия рассказов-картинок, обмен опытом для всей группы. Не абстрактные споры и теоретические рассуждения. А разговор о реально существующих в школе практиках, когда возникает желание попробовать воплотить чужую идею, вернувшись в свой класс. Так постепенно обогащается методическая копилка, меняются взгляды, отношения.

Можно снимать на камеру уроки друг друга – сегодня это просто. Чужой урок увидеть, не перекраивая расписание, на себя со стороны посмотреть.

Рейтинг@Mail.ru