Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ


Восемь шагов к индивидуальной образовательной траектории

Очень важно, чтобы развивающая и воспитывающая деятельность педагогов постепенно переходила в процесс саморазвития детей. Как учителя могут стимулировать этот переход? Один из приемов: акцентировать внимание ребенка на последовательности шагов, которые необходимо сделать для решения его проблемы.

Шаг первый: выдвижение целей

Всякая работа начинается с постановки целей. Что конкретно молодой человек хотел бы понять, чему научиться (имеются в виду социальные компетентности, а не объем знаний), что сделать, чего достичь? Цели прописываются в специальном документе (индивидуальной психолого-педагогической карте) на определенный временной период (например, на учебный год).

Для того чтобы размышления старшеклассника не были абстрактными, педагог предлагает ему перечень основных областей жизни – «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Творчество», «Работа».

Шаг второй: осознание возможных результатов

Затем ожидаемые результаты осмысливаются с точки зрения их ценности и значимости. Что со мной произойдет, если я этого достигну? Принесет ли это пользу или по крайней мере не навредит ли людям, которые меня окружают? А я действительно этого хочу? При необходимости проводится коррекция целей.

Шаг третий: выявление дефицитов

Для достижения целей требуются определенные ресурсы. А есть ли они у подростка? Вот это и предстоит выяснить на следующем этапе.

При непосредственном участии классного воспитателя старшеклассник составляет перечни необходимых компетенций. Какие умения и навыки мне потребуются, чтобы, к примеру, преодолеть свою застенчивость или научиться расходовать карманные деньги? После этого компетенции распределяются на три группы: уже достаточно сформированные и развитые; сформированные, но требующие развития; практически не сформированные, но необходимые.

Шаг четвертый: конкретизация содержания

При помощи классного воспитателя старшеклассник составляет перечень конкретных задач и заданий, последовательное выполнение которых позволит ему достичь поставленных целей. Что я должен сделать, чтобы у меня сформировались эти компетенции?

Опыт показывает, что нередко для достижения разных целей требуются одни и те же компетенции. Поэтому на данном этапе количество задач сокращается, а задание формулируется так, чтобы они охватывали разные виды деятельности.

Шаг пятый: планирование

Цели и задачи определены, теперь главное – правильно распределить время и соизмерить силы. Какие задачи (задания) следует выполнить в сентябре, какие в октябре?.. Здесь тоже требуется помощь классного воспитателя. В частности, воспитатель предлагает при планировании распределить цели в той последовательности, которая отражает их приоритетность. Например, для одного ребенка на первом месте стоит сфера «Здоровья», для другого – «Учения».

Результаты работы предоставляют педагогу информацию, из которой он делает вывод о преимущественной ориентации ИВТ и ИТР: мы выделяем знаниево-, творчески-, умениево-ориентированные ИОТ, личностно- и социально-ориентированные.

Шаг шестой: разработка программы

Непосредственная разработка траектории включает в себя поиск старшеклассником людей (как взрослых, так и сверстников), мест (школа, учреждение дополнительного образования, библиотека, интернет и т.д.), средств (бумажные или электронные носители), с помощью которых он сможет выполнить назначенные им самому себе задания. На этом этапе составляется конкретная программа последовательных действий.

Шаг седьмой: реализация

Этап реализации программы происходит не только в здании школы, но и в стенах спортивных клубов, дворцов творчества, дома. Поэтому роль классного воспитателя как координатора действий родителей, педагогов, руководителей кружков и секций трудно переоценить. Для мотивации деятельности педагог организует серию индивидуальных бесед, тренингов, способствующих пониманию учеником степени эффективности выбранной стратегии поведения, микрогрупповых встреч учащихся со сходными заданиями-целями или уже достигших значимых для них результатов.

Шаг восьмой: рефлексия

Этот этап может быть прожит как в общении старшеклассника с родителями, классным воспитателем, так и в микрогруппах старшеклассников, чьи цели сходны между собой, а сами ученики находятся в дружеских отношениях. Весьма позитивно зарекомендовал себя на данном этапе график индивидуальных образовательных достижений, ведение учениками цветописи настроения, физического состояния.

Рейтинг@Mail.ru