Вторая тетрадь
Школьное дело
КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ
Восемь шагов к индивидуальной образовательной траектории
Очень важно, чтобы развивающая
и воспитывающая деятельность педагогов постепенно переходила в процесс саморазвития детей. Как учителя могут стимулировать
этот переход? Один из приемов: акцентировать внимание ребенка на последовательности шагов, которые необходимо сделать
для решения его проблемы.
Шаг первый: выдвижение целей
Всякая работа начинается с постановки целей. Что конкретно молодой человек хотел бы понять, чему научиться (имеются в виду социальные компетентности, а не объем знаний), что сделать, чего достичь? Цели прописываются в специальном документе (индивидуальной психолого-педагогической карте) на определенный временной период (например, на учебный год).
Для того чтобы размышления старшеклассника не были абстрактными, педагог предлагает ему перечень основных областей жизни – «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Творчество», «Работа».
Шаг второй: осознание возможных результатов
Затем ожидаемые результаты осмысливаются с точки зрения их ценности и значимости. Что со мной произойдет, если я этого достигну? Принесет ли это пользу или по крайней мере не навредит ли людям, которые меня окружают? А я действительно этого хочу? При необходимости проводится коррекция целей.
Шаг третий: выявление дефицитов
Для достижения целей требуются определенные ресурсы. А есть ли они у подростка? Вот это и предстоит выяснить на следующем этапе.
При непосредственном участии классного воспитателя старшеклассник составляет перечни необходимых компетенций. Какие умения и навыки мне потребуются, чтобы, к примеру, преодолеть свою застенчивость или научиться расходовать карманные деньги? После этого компетенции распределяются на три группы: уже достаточно сформированные и развитые; сформированные, но требующие развития; практически не сформированные, но необходимые.
Шаг четвертый: конкретизация содержания
При помощи классного воспитателя старшеклассник составляет перечень конкретных задач и заданий, последовательное выполнение которых позволит ему достичь поставленных целей. Что я должен сделать, чтобы у меня сформировались эти компетенции?
Опыт показывает, что нередко для достижения разных целей требуются одни и те же компетенции. Поэтому на данном этапе количество задач сокращается, а задание формулируется так, чтобы они охватывали разные виды деятельности.
Шаг пятый: планирование
Цели и задачи определены, теперь главное – правильно распределить время и соизмерить силы. Какие задачи (задания) следует выполнить в сентябре, какие в октябре?.. Здесь тоже требуется помощь классного воспитателя. В частности, воспитатель предлагает при планировании распределить цели в той последовательности, которая отражает их приоритетность. Например, для одного ребенка на первом месте стоит сфера «Здоровья», для другого – «Учения».
Результаты работы предоставляют педагогу информацию, из которой он делает вывод о преимущественной ориентации ИВТ и ИТР: мы выделяем знаниево-, творчески-, умениево-ориентированные ИОТ, личностно- и социально-ориентированные.
Шаг шестой: разработка программы
Непосредственная разработка траектории включает в себя поиск старшеклассником людей (как взрослых, так и сверстников), мест (школа, учреждение дополнительного образования, библиотека, интернет и т.д.), средств (бумажные или электронные носители), с помощью которых он сможет выполнить назначенные им самому себе задания. На этом этапе составляется конкретная программа последовательных действий.
Шаг седьмой: реализация
Этап реализации программы происходит не только в здании школы, но и в стенах спортивных клубов, дворцов творчества, дома. Поэтому роль классного воспитателя как координатора действий родителей, педагогов, руководителей кружков и секций трудно переоценить. Для мотивации деятельности педагог организует серию индивидуальных бесед, тренингов, способствующих пониманию учеником степени эффективности выбранной стратегии поведения, микрогрупповых встреч учащихся со сходными заданиями-целями или уже достигших значимых для них результатов.
Шаг восьмой: рефлексия
Этот этап может быть прожит как в общении старшеклассника с родителями, классным воспитателем, так и в микрогруппах старшеклассников, чьи цели сходны между собой, а сами ученики находятся в дружеских отношениях. Весьма позитивно зарекомендовал себя на данном этапе график индивидуальных образовательных достижений, ведение учениками цветописи настроения, физического состояния.