Вторая тетрадь
Школьное дело
ОРИЕНТИРЫ
Чтобы каждый ученик мог почувствовать себя успешным
Программа развития как средство перестроить школу в интересах детей
Рождение программы воспитательной работы в школе –
таинство за семью печатями. Происходит этот процесс
каждый раз как-то по-особенному, в совершенно
неповторимых обстоятельствах. Тем интереснее узнать,
что скрывается за привычными словосочетаниями.
С чего все начиналось. Обидная репутация
История костромской школы № 22, наверное, достаточно типична. Построили ее в 1990 году в большом, по меркам среднего областного центра, спальном микрорайоне. Рядом уже были две большие школы. Они-то и поделились учениками: как водится, с радостью отдали «самых послушных отличников». Потом не очень везло на руководителей. А вот конкуренция между тремя школами была настоящая. И тогда был найден вполне приемлемый, по крайней мере так казалось на тот момент, выход – начать в школе эксперимент по коррекционному обучению. Не прошло и нескольких лет, как в школе выстроились коррекционные классы со 2-го по 9-й. Эксперимент был признан успешным, на время его проведения были введены доплаты за особые классы, введены ставки психологов, социальных педагогов, логопедов, опыт решили распространять.
И все бы хорошо, да вот за школой стала укрепляться своеобразная репутация, которая в просторечии убивала жестокой формулой «школа дураков». Кроме того что такой имидж обиден, он еще и страшен, потому что какой спрос с ученика из такой школы? «А что вы хотите, мы же учимся в школе дураков!»
Несправедливость страшная, ведь далеко не безупречных в плане способностей ребят выучивали, и выучивали неплохо. И может быть, такое положение дел продолжалось бы, но…
Но в 2003 г. директором была назначена Нина Александровна Смирнова, работавшая в школе практически с самого начала и достаточно долго занимавшая должность заместителя по воспитательной работе.
Она приняла решение, что надо все менять, тем более что состав заместителей вполне работоспособный, педагогический коллектив не хуже, чем во многих школах города.
Программа развития. Демократическое сообщество
В качестве первого шага была избрана программа развития. Пригласили специалистов из университета, которые долго выспрашивали, лезли в какие-то мелочи, иногда казалось, что процесс никогда не закончится – встречи, встречи, разговоры один на один с заместителями. И вот забрезжил свет в конце туннеля под названием «программа развития». От названия адаптивной школы отказались сразу, хотя по сути именно этот вариант казался наиболее подходящим. Общими усилиями придумали название «Школа-Экополис». Из программы развития:
Основными понятиями концепции являются: «Экология детства» (самоограничение Взрослого для счастья Ребенка), «Полис» (особая форма общественного самоуправления), «Социально-педагогический Экополис» (демократическое сообщество, в котором педагоги для детей создают мир, огражденный от принуждения, унижения).
«Школа-Экополис» предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Главным итогом такой деятельности школы являются социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся, профилактика нетерпимости, дискриминации.
Пожалуй, самое интересное произошло, когда началась работа по ознакомлению учителей, родителей и старшеклассников с проектом программы развития. Эффект превзошел все ожидания: идея вдохновила.
Программа воспитательной работы. Долой комплекс неполноценности
Следующим шагом была презентация программы перед коллегами. Осень началась с городского образовательного форума, и администрация не стала отказываться от предложения принять директоров школ города. Начали готовиться, презентация программы развития была дополнена конкретными планами и первыми крохотными достижениями.
В несколько нервной атмосфере подготовки долго обсуждали, а что еще можно показать. Обсуждение коснулось воспитательной работы, молодая и очень энергичная заместитель директора Эльвира Николаевна Кокина, волнуясь, стала рассказывать об идее новой программы воспитательной работы школы. Университетские консультанты выслушали, заинтересовались и предложили создать творческую группу по разработке нового воспитательного проекта. В творческую группу, кроме Э.Н. Кокиной, вошли школьные психологи и классные руководители. Обмен мнениями проходил всегда эмоционально, спорили горячо, но одна мысль не вызывала сомнений: реализация коррекционных программ существенно понизила уровень самооценки учеников школы, у многих стал формироваться своего рода комплекс неполноценности. Это нужно было преодолевать. Именно поэтому возникла идея «Города звезд», казалось, что такая формула очень соответствует «Школе-Экополису».
В программе «Город звезд» разработчики подчеркнули несколько концептуальных положений, заключающихся в том, что успешность учеников – это необходимое условие:
– психологического благополучия и основа здоровья;
– включения в деятельность;
– социализации и развития ценностных ориентиров.
Успешность, по мнению авторов, опирается на вчерашний успех, позволяет переживать радость сегодня и ожидать ее завтра. Она предполагает гуманистический стиль взаимоотношений педагога с учениками, общение подростков друг с другом и учителей друг с другом.
Успешность – это:
– контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка;
– неотъемлемая часть жизни ученика и учителя – как отдельной личности, так и всего школьного сообщества.
Успех – это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении…
Из программы:
Название «Город звезд» является рабочим и может быть изменено по решению старшеклассников, однако даже в этом виде представляется оправданным как средство борьбы с негативным имиджем неуспешности у учащихся школы в глазах жителей микрорайона.
Номинации. Победителем может стать каждый
Организационно программа воспитательной работы «Город звезд» в своем нынешнем виде достаточно проста: девять номинаций, по которым в течение года идет соревнование, в конце учебного года происходит феерическое награждение в стиле американского «Оскара». Изначально идея награждения и номинаций была взята из опыта областного лагеря старшеклассников «Кентавр». Идея простая, и можно сказать, лежит на поверхности, но, как показывает опыт, чрезвычайно продуктивная.
Придумывать номинации было интересно, а прорабатывать тексты положений оказалось очень непросто, приходилось иногда корректировать и название, и первоначальный смысл. Остановились на следующих номинациях: «Золотой фонд школы», «Навстречу открытиям», «Чемпион года», «ВИТа» («Вдохновение и Талант»), «Дирижер», «Добрая душа», «Любимец публики», «Открытие года», «Маленький герой».
Для ребят, которые хорошо и отлично учатся (а их по известным причинам в школе не так уж много), придумали номинацию «Золотой фонд школы».
Исследовательскую деятельность школьников тоже нужно было стимулировать. Реальных успехов в олимпиадах и конкурсах по предметам в школе не было довольно давно. Однако проведенный «День науки» показал, что желание заниматься исследовательскими проектами у школьников есть, а вот подготовка страдает. Так родилось направление «Навстречу открытиям».
Со спортом в школе дела обстояли всегда неплохо, тут еще пофартило – на городские деньги отремонтировали крыши в спортивных залах. Идея номинации «Чемпион года» была принята творческой группой без долгих обсуждений и возражений. Ибо было очевидно, что полноценной ситуации успеха победители спортивных соревнований в школе не переживают.
Следующая номинация тоже тесно связана с историей и даже архитектурными особенностями школы, при постройке которой заложили целое крыло для музыкально-эстетического отделения. А это значит, что имеются оборудованные кабинеты, музыкальные инструменты, ставки педагогов дополнительного образования. Для многих ребят музыкально-эстетическое отделение – это шанс научиться играть. Особенно для тех, чьи семьи не могут позволить тратить пусть даже небольшие деньги на оплату музыкальной школы. В школе есть духовой оркестр, танцевальный и вокальный коллективы. Для того чтобы музыкально одаренные ученики могли получить свою долю славы и успеха, была введена номинация
«ВИТа» – «Вдохновение и талант». По ходу реализации программы стало очевидно, что в этой номинации надо сделать несколько подноминаций, для того чтобы поддержать большее число ребят.
Достаточно важной для заместителя директора стала номинация «Дирижер». Эльвира Николаевна не только придумала название, но и страстно отстаивала важность этого направления, ведь речь шла об организаторах общешкольных мероприятий – помощниках педагогов.
Возникновение «Любимца публики», «Маленького героя» и «Открытия года» напрямую связано с идеей клубного сообщества, которую призван был реализовать «Город звезд».
Из программы развития школы:
Основными компонентами образовательного процесса в школе как «Школе-Экополисе» являются: организация социального опыта в клубном сообществе, общее основное и дополнительное образование, индивидуальная психолого-педагогическая помощь.
Именно исходя из необходимости развивать клубность и клубные отношения были придуманы эти три номинации.
Из программы «Город звезд»:
Номинация «Маленький герой». Особая номинация, одним из требований в присуждении которой является возраст участника. Младшим достаточно сложно соперничать со старшеклассниками в какой-либо сфере деятельности, но, однако, отдельные поступки «малышей» могут вызвать удивление старших ребят и педагогов. Номинироваться могут только индивидуально учащиеся младших классов. Основанием для этого являются опросы среди старшеклассников, предложения от организаторов различных мероприятий. Задачи номинации: поддержка учащихся младших классов, формирование межвозрастного взаимодействия. Критерием успешности может являться симпатия со стороны опрашиваемых.
Обсуждение номинации «Любимец публики» было ярким, особенно когда речь зашла о том, что победителем может оказаться ученик с далеко не безупречной репутацией, и ладно бы только в учебе. Что, если самый что ни на есть главный хулиган будет признан любимцем? Предложения были резкие и категоричные: убрать эту номинацию, изменить ее суть и название – и вот что получилось:
Номинация «Любимец публики». Подростковый и юношеский возрасты задают особую значимость межличностного признания, стремление иногда чуть больше необходимости работать на публику, чуть больше, чем это необходимо, позировать. Кому-то удается получить любовь окружающих и стать любимцем, кому-то нет. Невозможно определить личностные характеристики, по которым тот или иной человек становится эмоциональным лидером класса, школы. Но ежегодно премия «Любимец публики» будет безошибочно находить своего кандидата, признаваемого и принимаемого большинством ребят и взрослых.
Задачи номинации: воспитание эмоциональных лидеров ученических коллективов, формирование ценностей и ориентиров в коллективах учащихся.
Основанием для номинирования являются опросы в классах или социологические опросы, проводимые независимыми группами.
Номинация «Открытие года» особо в пояснениях не нуждается, речь идет о том, кто сильнее всех удивил ребят и педагогов. А вот «Добрая душа» породила множество споров: можно ли вообще оценивать добрые дела? Как измерить и сравнить значимость переведенных через дорогу бабушек, спасенных кошек, утешенных малышей? И тем не менее номинацию оставили. Надо сказать, что именно «Добрая душа» вызвала в школе массу обсуждений, диспутов, в конце учебного года чрезвычайно горячо подводились итоги.
Такую включенность в общее дело, заинтересованность и активность, наверное, и можно назвать одним из главных результатов программы.