Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Ключарева Наталья

«Этот лес посажен учениками»

Рязанская область – одна из пяти, где осуществляется первый педагогический проект «Гринписа»

Пять лет назад Всемирная природоохранная организация «Гринпис» начала работать с сельскими школами. Поначалу целью проекта было возрождение российских лесов. Школам раздавали саженцы и учили правильно сажать деревья. Однако очень быстро и сотрудники «Гринписа», и педагоги поняли, что начатое ими дело выходит за рамки обычной экологической акции. У проекта «Возродим наш лес» появилось образовательное, психологическое и даже экзистенциальное измерение.

На старой «Газели» по проселкам...

Проект «Возродим наш лес» работает в Рязанской области уже пять лет. Совсем недавно у сотрудников «Гринписа» появилась старенькая «Газель», а раньше им приходилось голосовать на проселках и втискивать тележки с саженцами в переполненные деревенские автобусы.

– Мы многих педагогов сагитировали участвовать в проекте прямо на дорогах, – рассказывает сотрудница «Гринписа» Таня. – Поначалу мы удивлялись, а потом привыкли, что если кто-то голосует на обочине, то это скорее всего учитель. Автобусы ходят раз в день, своих машин у педагогов нет, а многим учителям приходится работать в нескольких школах сразу. Вот и ездят автостопом.

– Если б вы видели, как нас ждут в сельских школах! – восклицает гринписовский волонтер Лена. – Мы готовы были хоть пешком возить им эти саженцы! Потому что быстро поняли, что наш проект – это что-то более важное, чем посадка деревьев.

– Когда мы начинали этот проект, – рассказывает Таня, – мы думали, что в нем согласится участвовать всего несколько школ. Решили, что если наберется хотя бы пять-шесть, то будем работать. И вдруг откликнулось около пятидесяти школ! Мы даже растерялись. Теперь в Рязанской области у нас уже почти сто образовательных учреждений.

«Возродим наш лес» – это первый проект «Гринписа», в котором задействованы школьники и педагоги. В других экологических программах участвуют в основном студенты и работающая молодежь.

– Наверное, все наши проекты должны начинаться в школе, – размышляет волонтер Ирина. – Потому что сейчас мы пытаемся исправлять последствия. Ведь все экологические проблемы оттого, что людей в детстве не научили ответственно относиться к земле.

Если вначале проект «Возродим наш лес» заключался в посадке деревьев, то теперь на первый план вышла работа с детьми. «Гринпис» организует экологические образовательные лагеря, сотрудники штудируют методички и учебники по педагогике, придумывают новые игры и задания.

– Этим летом у нас в лагере было несколько отпетых хулиганов, – вспоминает Таня. – Казалось, им ничего не интересно. Ко всему они относились скептически. А недавно нам звонит директор школы и с изумлением сообщает, что эти ребята пошли и сами договорились с районным начальством, чтобы школе выделили землю под посадку леса!

– Мы учим их не только сажать деревья и ухаживать за посадками, – подхватывает Лена, – но и отстаивать свое дело перед взрослыми. А это очень трудно. Например, «школьные» леса не охраняются никаким законом. По идее хозяин земли, на которой они растут, волен поступить с ними как ему заблагорассудится. Захотел – будет лес, не захотел – все срубил, и до свидания. Мы с детьми стали решать: что же делать? Мы объяснили, что лучше всего было бы добиться принятия областного закона об охране школьных посадок. А ребята сами предложили: давайте мы напишем губернатору письма! И теперь в каждой школе, куда мы приезжаем, нам вручают ворох открыток. Вот один мальчик написал, мне очень понравилось: «Посадите дерево, узнайте, каково это!»

Сотрудники и добровольцы «Гринписа» полгода проводят в разъездах по сельским школам. Прыгает по ухабам старенькая «Газель», доверху забитая саженцами, лопатами, детскими рисунками и письмами к главе области. У координаторов проекта не умолкают телефоны:

«А к нам вы приедете? А к нам?»

«Да-да», – отвечают они, отмечая на потрепанной карте новый пункт маршрута.

«Эх, только бы машина не развалилась по дороге», – вздыхает водитель.

«Это благородно. Это – навсегда»

Зеленая «Газель» едет в далекую Панинскую Слободу. В свое время директор Слободской основной школы Вячеслав Антонов, узнав о проекте, сам позвонил в «Гринпис» и попросил, чтобы его ученики тоже приняли в нем участие.

Подъехав к зданию школы, сотрудники «Гринписа» изумляются: во дворе полно детей, у забора – несколько желтых автобусов. Оказывается, узнав, что в Слободе будут сажать лес, сюда съехались ученики и педагоги всех окрестных школ. Многие привезли младших братьев и сестер. Пришли к школе и деревенские старики: давать советы и следить, чтобы детвора не поломала лопаты.

– Если бы они только привозили саженцы и показывали, как сажать, – размышляет директор Слободской школы, – это было бы не так интересно. На мой взгляд, самое ценное в этом проекте – то, что «Гринпис» помогает устраивать лесные питомники при школах. В пятом классе ребята сажают каждый по крошечному росточку. Потом целых пять лет за ними ухаживают. И только к выпускному классу высаживают будущий лес. Это же просто бесценно! Сейчас в деревне главный источник информации – это телевизор, который внушает, как легко убивать, разорять и разбойничать! А когда дети в течение пяти лет ежедневно ухаживают за одним маленьким деревцем, то они без всяких слов (слова здесь бессильны) понимают, что да, разрушить – это легко, легко и быстро, а вот создать…

– Дорогие мои! – говорит директор, обращаясь к выстроившимся на школьном дворе детям. – Сейчас каждый из вас посадит дерево. Это благородно. Это – навсегда. Даже если вы отсюда уедете, здесь останется ваш лес. Кто знает, может, когда-нибудь, захотев взглянуть на деревья, посаженные своими руками, вы вернетесь сюда и останетесь? Мы – выращиваем. И мы, конечно, не успеваем за теми, кто рубит. Но мы-то знаем, что правы не они, а мы. Мы-то знаем, что главное…

Директор волнуется. Пожилая учительница утирает слезы. Дети перестают хихикать и толкаться, стоят притихшие и торжественные.

– Ну ладно. Разбирайте инструмент! – машет рукой Вячеслав Антонов.

Гремя ведрами, с лопатами наперевес, нестройная колонна школьников движется к заросшему сухой травой косогору. Старшеклассница в зеленой косынке разворачивает нарисованную карандашом карту: вот здесь у нас будут расти ели, там – березы, а от дороги к реке пройдет липовая аллея...

Сотрудники «Гринписа» быстро показывают, как правильно посадить дерево, и галдящие школьники рассеиваются по склону оврага. Участвовать хочется всем. Но периодически возникают небольшие заминки. Кто-то не умеет держать в руках лопату. Кто-то не может отличить сосну от ели.

– И это деревенские дети! – сокрушается учительница, всплеснув испачканными в земле руками.

Поначалу работают только школьники. Директора, педагоги и приехавшее на акцию районное начальство в белых рубашках прохаживаются по косогору, наблюдая за происходящим и отстраненно улыбаясь. Но уже через полчаса и они не выдерживают. Разбирают лопаты и, засучив рукава, начинают копать бок о бок с ребятами.

– А у нас завтра контрольная, – вдруг некстати вспоминает смешливая старшеклассница.

– Какая контрольная! – возмущенно восклицает усатый учитель, бережно погружая в землю саженец березы. – Вот что по-настоящему важно! А не эти ваши контрольные! Ишь выдумали!

Одна учительница садится отдохнуть рядом с тонким прутиком будущей липы. Ее ученики убегают выкапывать следующую лунку.

– Устала, – задумчиво говорит она. – Точнее, наоборот, отдохнула. Знаете, все слишком сложно сейчас. И это изматывающее чувство, что от тебя ровным счетом ничего не зависит. Ты можешь хорошо работать, жизнь положить на это… И все равно – все разваливается, почва уходит из-под ног. А когда сажаешь дерево, это ощущение отпускает. Думаешь, вот закроют школу, опустеет деревня... Так хотя бы посаженный нами лес останется.

Через три часа весь косогор уже покрыт посадками. Сотрудники «Гринписа» торжественно водружают у входа в будущую липовую аллею деревянный щит: «Здесь посажен лес учениками…» Один за другим подходят ребята с кисточками и выводят на плакате названия своих школ.

Акция закончена. Но никто не спешит расходиться. Дети и учителя стоят, опершись на лопаты, устало переговариваются:

– Мы пять посадили, а вы?

– Мы восемь!

– Главное, чтобы все выросли!

– Дай Бог, – вздыхает директор Слободской школы. – И чтоб они все выросли. И вы тоже... Ну, пойдемте по домам, что ли?

P.S. Проект «Возродим наш лес» появился весной 2002 года. На сегодняшний день в нем приняли участие 218 сельских школ и школ-интернатов из Рязанской, Тульской, Белгородской, Липецкой и Орловской областей. В 191 из них созданы собственные пришкольные лесные питомники, где дети под руководством преподавателей выращивают саженцы деревьев из семян и черенков. Каждый питомник рассчитан в среднем на 1000 саженцев в год.

Кроме того, проект – это слеты по восстановлению лесов и пока единственная в своем роде областная акция «Неделя Рязанского леса». А также детские образовательные экспедиции и самостоятельные школьные мини-проекты по восстановлению лесов.

За пять лет работы проекта его участники организовали и провели около 100 слетов по восстановлению лесов и посадили около 150 тысяч деревьев.

Вопрос о восстановлении лесов стоит очень остро не только в центральных и южных областях европейской части России, но и в других регионах страны. Поэтому весной 2004 года по инициативе «Гринписа» было создано всероссийское движение «Возродим наш лес». Сейчас в нем более 350 участников – как коллективных (школы, экологические кружки, школьные лесничества и даже детские сады), так и индивидуальных, из 42 регионов России.

Рейтинг@Mail.ru