Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА


Кириллова Светлана

Новая система оплаты труда в действии...

Чтобы заплатить одним педагогам, руководителям образования в регионах приходится придумывать способы, как урезать заработок других

Во многих регионах России с 1 сентября перешли на новые системы оплаты труда учителей (НСОТ). Педагогам обещали повышение заработков уже в первый год на 20–30 процентов. Однако повышение произошло далеко не везде. В некоторых регионах начисленная по принципам НСОТ зарплата уменьшилась на полторы-две тысячи рублей. Были и такие регионы, где местные законодатели собрались ввести… понижающий коэффициент на зарплаты учителей. Так произошло в Челябинской области, где депутаты предложили перераспределить средства фонда оплаты труда крупных школ в пользу сельских малокомплектных.

Начальник Управления образования администрации Челябинска Александр Кузнецов возмутился: «Это ненормально, когда у больших школ отбирают деньги!»

Прибавим: не только ненормально, но и незаконно. Но очень типично для осени 2007 года…

Повысим МРОТ!

1 сентября 2007 г. произошло событие, которого ждали еще с весны: согласно Закону от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда”» был повышен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Впервые за несколько лет произошло рекордное повышение МРОТ с 1100 руб. до 2300 руб. Поскольку МРОТ составляет нижнюю ставку ЕТС, то с его повышением индексируются ставки всех остальных разрядов, вплоть до 18-го.

Вслед за этим по всей стране началось сокращение фондов оплаты труда, появились незаконные законопроекты о понижающем коэффициенте. Так избирателям (и учителям, потому что они тоже избиратели) аукнулась предвыборная политика «Единой России».

В предыдущие годы размер МРОТ рос не столь впечатляющими темпами. С июля 2000 года он ненамного увеличивался почти каждый год и к 1 мая 2006 года уже составлял 1100 рублей. При системе индексации ставок ЕТС работники с низкими квалификационными разрядами почти ничего не получали: их зарплата повышалась на 200–500 рублей. Пока выборы были далеко, судьба низкооплачиваемого персонала депутатов не волновала.

За несколько месяцев до выборов «Единая Россия» вспомнила об этом обширном электорате и решила привлечь его на свою сторону.

Мера показалась впечатляющей: с сентября 2007 года ни один работодатель не имеет права начислять месячную зарплату ниже 2300 руб.

Если руководитель образования будет следовать букве закона, уборщица в школе должна теперь получать немногим меньше учителя со средней нагрузкой. Подсчитаем: уборщице – 2300, а учителю – 2615 рублей. (Такова, например, базовая ставка учителя по НСОТ Тамбовской области.)

Можно не платить уборщице столько? Можно. Но штрафы за несоблюдение трудового законодательства с 1 сентября 2007 года тоже возрастают. И трудовая инспекция получает законное право оштрафовать директора школы эдак на миллион рублей.

По федеральному закону фонд оплаты труда с 1 сентября должен быть увеличен на 15%. Эксперты, делавшие расчеты по федеральному законопроекту, решили, что частично это повышение погасит удвоение МРОТ. А дальше – регионы сами выкрутятся. Вот они и выкручиваются.

За счет учителей.

Понизим коэффициент!

В Челябинской области предложили законодательным образом «раскулачить» учителей крупных школ примерно на 10 тысяч рублей в год. Так сказать, в пользу системы образования. К депутатам Законодательного собрания Челябинской области поступил на рассмотрение областной закон о нормативном финансировании учебных заведений Южного Урала. Новый норматив предусматривает… понижающий коэффициент на фонд оплаты труда в крупных городских школах. Из фондов оплаты труда любой школы, где учатся более 800 человек, предполагается законным путем в течение года выкачать больше миллиона рублей.

Если принять во внимание ориентиры, заданные национальным проектом «Образование» и региональными комплексными проектами модернизации образования, которые декларируют поддержку крупных школ, – это абсурд. Такого просто не может быть в природе. Но бывает.

В Челябинской области случилось то же, что и в других субъектах РФ. После 1 сентября в связи с повышением МРОТ руководители регионов были поставлены перед фактом: на удвоение минимального размера оплаты труда нужны дополнительные средства. Где их взять? В карманах у учителей.

«Зачем решать проблему низких заработков сельских учителей за счет зарплат преподавателей Челябинска? – возмущался мэр города. – И так учителя получают копейки!»

«Мы будем настаивать, чтобы этот законопроект изменили. Это ненормально, когда у больших школ отнимают деньги! – вторил ему начальник Управления образования администрации Челябинска Александр Кузнецов.

Профильный комитет Законодательного собрания Челябинской области, очевидно, не нашел другого способа получить недостающие средства на удвоение минимальной ставки. Хотите удвоить? Пожалуйста. Но только за счет самих же учителей. Так в области попытались найти кратчайший путь к получению 55 миллионов рублей для образования области.

Накажем совместителей!

А вот как получили первую зарплату по НСОТ педагоги Тамбовской области.

Это область продвинутая. Здесь первыми приняли весной 2007 года областной закон «О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений». Руководители образования области выиграли конкурс проектов комплексной модернизации образования. Лучшим учителям, прошедшим новую систему аттестации, обещают на Тамбовщине рекордное повышение зарплаты: 60 процентов к 2009 году.

Поэтому у работников тамбовского Дворца творчества были надежды на хорошую жизнь. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что потеряли в зарплате в среднем 1500–2000 рублей. «Областная НСОТ отбросила наши зарплаты на уровень 2003–2004 годов», – заявили они в своем письменном обращении к Общественной палате области.

Чтобы проверить себя, педагоги изучили региональную отраслевую методику расчета зарплаты, где указывалась идеальная ставка, которую может получить учитель: 9823 рубля.

Далее было подсчитано, что надбавки за работу в сельской местности (1,25) – не для них. Надбавка за работу в лицее, интернате (1,15) – тоже. Доплаты за вредные условия труда (1,12) им полагаются. А что такое «иные доплаты» (40%), они даже не знают.

Итак, педагоги дополнительного образования, имеющие вторую квалификационную категорию и стаж работы 5 лет, получили за свою 36-часовую рабочую неделю 3661 рубль в месяц.

Работники Дворца творчества, естественно, обратились к областному закону. И обнаружили странное обстоятельство. Предлагаемые «Методические рекомендации по расчету заработной платы работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденные приказом Управления образования и науки Тамбовской области от 28.08.2007 г. № 1564, содержали в себе некоторые противоречия с законом области.

Так, в законе ничего не говорится о том, что учителя, педагоги дополнительного образования должны отработать 36 часов, чтобы получить свою ставку. А в «Методических рекомендациях…», которые руководители ОУ Тамбовской области должны использовать для начисления зарплат, подчеркивается, что педагогам позволяется определять свою педагогическую нагрузку, исходя из 1,25 ставки.

«Таким образом, директивно происходит уменьшение педагогической нагрузки и нарушается ст. 9 п. 5 закона области», – разочарованно отметили педагоги в своем обращении в областную Общественную палату.

Кроме того, до работников Дворца творчества было доведено распоряжение руководителей областного образования: совмещение должностей при НСОТ недопустимо.

А ведь раньше именно за счет совместительства они получали значительную часть своей зарплаты.

Почему были введены некоторые областные ограничения? Непонимающим объяснили: фонд оплаты труда (ФОТ), из которого начисляется их зарплата, был сформирован до введения НСОТ, расчет выплат велся по прежней методике.

Может быть, с началом комплексного проекта модернизации в регионе в отраслевой ФОТ и были добавлены средства, но повышение ставок МРОТ их съело.

Чтобы заплатить по НСОТ одним педагогам, руководителям образования приходится придумывать способы, как урезать заработок других (см. пример с Челябинском).

Тамбовский случай не уникальный. Но большинство учителей, получающие с 1 сентября пониженную зарплату, вынуждены молчать, чтобы их заработки не были урезаны еще по какому-нибудь принципу, спешно введенному областной администрацией.

Уволим всех!

В более трудной ситуации оказались регионы – участники комплексного проекта модернизации образования.

Закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда”» был принят в апреле 2007 года, а заявки на участие в КПМО просчитывались и подавались осенью 2006 года, когда наполнение первой ставки ЕТС равнялось 1100 рублям.

Соотношение педагогического и непедагогического персонала в регионах – участниках КПМО должно быть не менее 70% к 30%. После 1 сентября 2007 года эта треть школьного обслуживающего персонала съедает чуть ли не половину ФОТ. На повестке дня вопрос: вылететь из нацпроекта или куда-то деть эту треть работников.

В Республике Мордовии, подавшей интересную конкурсную заявку КПМО, осенью появились первые трудности с фондом оплаты труда.

«Но теперь мы их устранили, – объясняет заместитель министра образования Мордовии Татьяна Каргина. – 2 процента на повышение зарплаты было предусмотрено за счет оптимизации штатных расписаний самих образовательных учреждений. Эти 2 процента коснулись как раз обслуживающего персонала. Конечно, – прибавила она, – пришлось провести соответствующую работу».

…А между тем «Единая Россия» внесла в Госдуму новый законопроект о новом повышении МРОТ к декабрю 2007 года. По их предложению минимальный размер оплаты труда должен составить 4000 рублей. Это значит, что МРОТ будет – хотя бы приблизительно – соответствовать общероссийскому прожиточному минимуму, составляющему около 4414 рублей.

Но на какие жертвы придется после этого пойти учителям?

Рейтинг@Mail.ru