Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Образование и бизнес: нужны правовые нормы сотрудничества
Пока их нет, взаимные претензии перевешивают взаимные интересы
Комитет по образованию и науке Госдумы провел «круглый стол» на тему «Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект».
В дискуссии приняли участие депутаты, представители образовательного сообщества и бизнеса.
Вела заседание заместитель председателя Комитета по образованию и науке Валентина Иванова. Она отметила, что государственно-частное партнерство позволяет привлекать в образовательную сферу инвестиции, не приватизируя при этом учреждения образования.
Впрочем, участники «круглого стола» признали, что успешное сотрудничество бизнеса и образования – пока скорее исключение, нежели правило.
– Масштабная работа в этом направлении не ведется, – заявила Валентина Иванова.
Как считают эксперты, основная проблема – отсутствие налоговых стимулов, которые побуждали бы предпринимателей вкладывать средства в образование.
Сегодня расходы на подготовку специалистов осуществляются за счет прибыли предприятий, в то время как их следует отнести на себестоимость продукции (услуг).
Как известно, правительство пока не готово принять такие кардинальные меры, но первые шаги в этом направлении уже делаются.
По словам сотрудника Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Артема Шадрина, подготовлен законопроект, согласно которому налоговые льготы будут распространены на физических лиц, делающих взносы в эндаументы. Эндаумент – это фонд целевого капитала. Он формируется из пожертвований. А за счет доходов, полученных от использования этих денег, финансируется работа образовательного учреждения.
Насколько актуальна эта поправка, можно судить из выступления ректора Финансовой академии при Правительстве РФ Михаила Эскиндарова. Он рассказал о том, что вложения в эндаумент, созданный в этом вузе, за полгода составили 9 млн долларов, причем на 99% – это взносы физических лиц.
Впрочем, несмотря на то что закон об эндаументах был принят еще в декабре 2006 года, вузы, в которых были основаны такие фонды, можно пересчитать по пальцам: МФТИ, МГИМО, федеральные университеты в Красноярске и Ростове-на-Дону, созданные в рамках нацпроекта.
– Далеко не все учебные заведения смогут создать хорошие эндаумент-фонды. Бизнес идет туда, где он хочет получить прибыль. Не надо надеяться на то, что бизнес будет вкладывать средства в любые учебные заведения, – сказал Эскиндаров.
На «круглом столе» говорили о том, что предприниматели не торопятся устанавливать партнерские отношения с вузами, которые выпускают специалистов для социальной сферы: педагогов, врачей, работников культуры. Также за счет частных инвестиций нельзя решить проблемы подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, которые требуют больших государственных затрат.
Не обойтись без серьезных бюджетных вливаний и в сфере НПО и СПО, где крайне низкими остаются зарплаты преподавателей, почти не выделяются средства на повышение квалификации, научные исследования, строительство общежитий.
– Если государство не решит задачу бюджетного обеспечения ПТУ и ссузов, бизнес навсегда уйдет с этих уровней образования, – считает президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин.
Заместитель руководителя Департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения Минобрнауки Наталья Третьяк рассказала о том, что работодатели активно привлекаются к разработке профессиональных и образовательных стандартов, к процедурам лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
По мнению академика РАО, профессора ГУ–ВШЭ Владимира Шадрикова, без участия работодателей, конечно, нельзя добиться высокого качества образования, но и не следует преувеличивать их роль в разработке содержания образования.
– Главная задача представителей бизнеса состоит в подготовке кадров и доводке молодых специалистов до нужной квалификации, – убежден В. Шадриков.
В общем, дискуссия получилась острой и еще раз доказала тот факт, что между сферой бизнеса и системой образования существуют трения и противоречия, и у представителей этих отраслей есть не только общие интересы, но и взаимные претензии.
Завершая заседание «круглого стола», Валентина Иванова отметила, что взаимодействие бизнеса и образования может развиваться по разным моделям, но не стоит торопиться с их законодательным закреплением.
– Для начала следует отработать их на практике, в экспериментальном режиме, а потом уже принимать законы, – считает
зампред Комитета по образованию и науке.
Такое право – отработать модель соучредительства с частными партнерами – недавно было предоставлено РЭА имени Плеханова.
До сих пор все делалось наоборот: сначала принимался закон – например, об эндаументах, а потом по прошествии времени выяснялось, что он не совсем соответствует реалиям. Еще более странная ситуация сложилась с законом об автономных учреждениях: принятый полтора года назад, он до сих пор не работает, поскольку МЭРТом не подготовлены подзаконные акты, обеспечивающие механизм его действия. Между тем, как выяснилось в ходе обсуждения, многие вузы готовы перейти на новые организационно-правовые формы и даже вынуждены это сделать, поскольку с 1 января 2008 года, согласно предписанию Минфина, они лишаются права распоряжаться своими внебюджетными средствами. Статус АУ вернул бы им эти возможности.