Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
В нынешнем виде законопроект о стандартах принимать нельзя
Так считают члены Общественной палаты
Принятый Думой в первом чтении законопроект о стандартах готовят ко второму чтению. Многие эксперты считают,
что законопроект нужно заблокировать, пока не будут разработаны сами стандарты.
Напомним, что наиболее спорным моментом стало исключение из структуры стандарта национально-регионального и школьного компонентов. По мнению критиков, это сократит вариативность образования.
Совсем другие претензии к законопроекту высказали
на недавнем заседании члены комиссии Общественной палаты
по интеллектуальному потенциалу нации, которую возглавляет ректор Государственного университета – Высшей школы экономики
Ярослав Кузьминов.
Необходимость принять закон до разработки содержания стандартов у членов комиссии ОП сомнений не вызывает. Докладчик по вопросу стандартов, ректор института образовательной политики «Эврика», Александр Адамский особо это подчеркнул. Однако «общественники» усмотрели в законопроекте ряд серьезных недостатков.
По мнению Александра Адамского, главный из них – весьма неопределенный предмет законодательного регулирования.
– Остается неясным, какие отношения между гражданами, государством, системой образования регулирует данный законопроект, в котором не определено понятие образовательной программы, – заявил Адамский.
Как считает ректор «Эврики», эта неопределенность не позволяет разобраться, сужается или расширяется на самом деле вариативность образования. Также остается вопрос, учитывает ли стандарт внеурочные занятия, а от четкого ответа на него зависит введение новой системы оплаты труда учителей, не привязанной к количеству часов.
Напомним, что под юрисдикцию законопроекта подпадает не только общее, но и профессиональное образование. И к этой его части у специалистов еще больше нареканий.
– Закон консервирует нынешние недостатки профессионального образования в худшем виде, – считает академик РАО Владимир Шадриков. Он отметил, что в законе не прописана роль работодателя, не простроена связь между образовательными и профессиональными стандартами.
На этот факт обратил внимание и Ярослав Кузьминов.
– Это ведет к установлению фактической приоритетности образовательных программ над профессиональными, что уже губит нашу систему высшего образования долгие годы, – считает ректор ГУ–ВШЭ.
Общие выводы комиссии неутешительны.
Во-первых, в законопроекте не представлена схема разграничения полномочий по формированию стандарта между федеральными и региональными органами управления образованием. Во-вторых, отсутствует какое-либо упоминание о качестве образования и его связи с компетентностным подходом.
И наконец, главное: не отражено ресурсное обеспечение стандартов образования, хотя провозглашены требования к условиям их реализации.
Какие именно требования и за счет каких средств планируется обеспечить их выполнение, неясно. У специалистов возникают разного рода сомнения, например: не планируется ли финансировать за счет государства только федеральный компонент, то есть обязательную часть образовательной программы, а вариативную – за счет внебюджетных источников, и какими последствиями чревата такая ситуация?
Между тем, по подсчетам специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики, дополнительные бюджетные инвестиции в сферу высшего образования должны составить не менее 150 млрд рублей. Эти средства в первую очередь следует направить на развитие вузовской науки, в том числе на поднятие уровня аспирантуры и магистратуры, а также на повышение зарплаты преподавателей, которая в 20 раз ниже, чем в западных университетах.
Расходы на обучение одного студента в российском вузе составляют 50 тысяч рублей в год, в Европе этот показатель достигает 10 тысяч долларов. В США – вдвое больше.
Отсюда и низкое качество подготовки выпускников российских вузов.
Так, по данным ГУ–ВШЭ, из 300 тысяч выпущенных в 2007 году инженеров и технологов конкурентоспособны на международном уровне не более 20%. Аналогичные показатели относятся и к экономистам – едва ли не самой популярной и массовой на сегодняшний день специальности.
Вердикт профильной комиссии Общественной палаты однозначен: в таком виде законопроект о стандартах принимать нельзя.
Ярослав Кузьминов предложил провести еще один тур официальных консультаций с Министерством образования и науки, представителями РСПП, «Опоры России», «Деловой России» и другими организациями, участвующими по поручению Президента РФ в формировании системы профессиональных стандартов, с тем чтобы включить их мнение в экспертное заключение по законопроекту. Затем, после взаимной договоренности с руководством партии «Единая Россия» и Комитета Госдумы по образованию и науке, можно будет внести необходимые поправки перед вторым чтением законопроекта.
Так рассуждают в Общественной палате. Тем временем в Думе пока не намерены откладывать рассмотрение спорного документа: второе чтение запланировано на первую половину ноября. В запасе у парламентариев всего четыре пленарных заседания, оставшихся до завершения последней осенней сессии Думы четвертого созыва. Комитет по образованию и науке уже подготовил таблицу поправок в законопроект, их обсуждение может состояться по предварительным планам 6 ноября – на очередном и, очевидно, последнем заседании комитета. Тогда станет ясно, учтут ли депутаты рекомендации Общественной палаты или пойдут своим путем.