Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Редакция

Послесловие к статье Александра Тубельского

Тогда, десять лет назад, мы мало знали о школах, которые построены совсем по другому принципу, например, о Саммерхилле – книга Александра Нила «Саммерхилл – воспитание свободой» была переведена на русский язык только в начале нынешнего столетия и стала сенсацией для многих российских педагогов.

В последние годы «топкий берег» реки образования активно заселялся и у нас, и за рубежом. Только вот жить на нем трудно: на другом берегу декларируются те же ценности, правда, при этом вводятся все более жесткие законы, которые создаются словно специально для того, чтобы уничтожить каждую школу, каждый проект, обосновавшийся на «левом берегу».

О том, что детям нужно давать выбор в образовании, сегодня говорят все. Даже ввели профильную школу, которая на первый взгляд и базируется на принципе свободного выбора. Даже в государственных образовательных стандартах второго поколения говорится об индивидуальности…

Но за этими словами, к сожалению, скрываются все те же старые смыслы и цели образования. Ведь для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, единый и общий для всех экзамен, индивидуальность не нужна. Она скорее мешает: при сдаче тестов выгоднее быть таким же, как все.

Однако есть и положительные сдвиги. Научный аппарат, который разработан теми, кто создавал образовательные системы на «правом берегу», долгое время не позволял описывать опыт школ, развивающих индивидуальность ребенка. Любое исследование, будь то студенческий реферат или диссертационная работа, требовало и требует «статистических данных»: цифр, подтверждающих выдвигаемую гипотезу. В цифрах можно показать, сколько учеников поддались обработке по передаче знаний. Но в цифрах нельзя показать, выросли ли дети творческими и разными людьми.

Сегодня уже с определенной уверенностью можно сказать, что за последние десять лет появились способы описания новой педагогики, ее результатов. Оказалось, что в ней есть свои законы.

Учитель «левого берега» постоянно учится. Он не скрывает от учеников своих ошибок. Правило «учитель всегда прав» в этой педагогике неприменимо.

Чтобы понять, что интересно ученикам, учитель открывает им себя, свой мир. Он учится у своих учеников, и его ученики начинают учиться у тех, кто младше и слабее: появляются разновозрастные учебные группы, в которых царит уважение друг к другу и нет – и не может быть! – места для школьной «дедовщины».

О том, что удалось накопить в педагогике «левого берега» за последние годы, размышляли во второй день чтений учителя Школы самоопределения и гости, пришедшие познакомиться с их опытом.

Рейтинг@Mail.ru