Вторая тетрадь
Школьное дело
ПРАКТИКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модель чартерной школы
Чартерные школы существуют в США с 1992 года. Они, как правило, возникают на базе общественных школ и заключают с местными органами власти договор (хартию) на право оказания образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемыми им ресурсами. Инициатива создания чартерных школ может исходить от педагогов, родителей, коммерческих структур. Когда школьник переходит в чартерную школу, государственные деньги «следуют» за ним. Примерно раз в 3–5 лет ответственные лица проверяют деятельность чартерных школ и могут аннулировать договор, если результаты не соответствуют определенным критериям.
Не существует типичной чартерной школы, все они разные, что соответствует национальному и экономическому разнообразию страны. Одни школы видят свое преимущество в использовании передовых технологий, другие – в создании доверительных, дружеских отношений между учителями и детьми. Одни совершенно отказываются от базовых программ и стандартов, другие придерживаются основных норм. Некоторые школы работают только с детьми одного возраста, другие, напротив, принципиально отказываются от деления на классы, собирают разновозрастные коллективы. Есть дистанционные школы, где обучение идет через интернет. Естественно, такое разнообразие подходов заставляет по-разному решать в договоре финансовые, управленческие и педагогические проблемы.
Организаторы считают, что договорные отношения позволяют школе эффективно решать именно те задачи, которые кажутся коллективу наиболее важными, использовать лучшие, с их точки зрения, методики, не ограничиваться только стандартными программами. Условия договора позволяют как включить родителей в образовательный процесс, так и ограничить их влияние, в зависимости от ситуации.
Чартерные школы завоевывают все большую популярность. К примеру, конкурс в мичиганские чартерные школы – 3–4 человека на место. Президент Американской федерации учителей Альберт Шенкер назвал чартерные школы «лабораториями обучения», опытом которых может пользоваться вся государственная система образования.
Кстати, там, где существуют чартерные школы, традиционные государственные школы, чтобы не отстать, начинают действовать по-новому.