Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


Минц Джерри

Как помочь детям, от которых школа отказывается?

Джерри Минц, директор школы, создатель Ассоциации альтернативных образовательных центров

Более полутора миллионов американских подростков не хотят посещать школу – так сказал президент Ассоциации альтернативных образовательных центров Джерри Минц. У российских педагогов нет подобной статистики, хотя последний социологический опрос показал: более 90% молодых людей в нашей стране негативно относятся к своей школе и существующей системе образования.

С системой государственного образования Джерри знаком достаточно подробно. Он несколько лет проработал учителем в такой же традиционной школе с обязательными уроками, оценками. После чего ушел из системы и около 17 лет руководит собственной альтернативной школой, основной офис которой находится в здании бывшей бензоколонки, отремонтированной и переоборудованной руками учеников и педагогов. Стремясь найти единомышленников во всем мире, Джерри постепенно создал сеть альтернативных школ, включающую в себя более 8 тысяч учебных заведений – от вальдорфских и монтессори-школ до демократических, чартерных, домашних и даже таких, которым не подберешь определения, потому что они совершенно уникальны. Издавая справочники об инновационных школах, а также журнал «Революция в образовании», поддерживая существование сайта, посвященного всем нестандартным учебным заведениям, организуя ежегодные конференции, семинары по всему миру, Джерри помогает педагогам находить единомышленников, обмениваться опытом, а детям и родителям он дает возможность подобрать учебное заведение, соответствующее желаниям, возможностям семьи, интересам ребенка.

– Впервые я приехал в Россию на Международный фестиваль «Новая школа», который проходил в Крыму. В самый первый день я попал на презентацию одной школы. Какой-то человек рассказывал о ней с таким энтузиазмом, так увлеченно, что все слушали его затаив дыхание, хотя не понимали ни слова в его английском. Это был Тубельский.

Тогда в Крыму была настоящая педагогическая конференция, потому что все учителя привезли с собой учеников. Ведь невозможно проводить педагогические конференции без детей. И дети немедленно захотели создать свое самоуправление, свое правительство. Взрослые, естественно, были против.

А я просто играл со всеми желающими в настольный теннис, как поступаю всегда, чтобы ребята и взрослые имели возможность быстрее познакомиться, заодно получить опыт свободного взаимодействия, равноправного партнерства.

Пинг-понг связан с моей педагогической философией. Дело в том, что эта игра воспринимается ребятами не как что-то серьезное, а как обычное развлечение. И, добиваясь успехов в теннисе, они обретают уверенность в себе, избавляются от психологических травм. Обучая ребят игре в теннис, я не только помогаю им почувствовать, что они могут быть хорошими учениками, научиться договариваться, создавать и соблюдать правила общения друг с другом. Во время тренировок я, как учитель, очень много понимаю о своих учениках: одни готовы долго упражняться, чтобы научиться выполнять какое-то движение, другим интересно каждый день знакомиться с новыми приемами тенниса; одни тяжело переживают каждое поражение, и после этого у них надолго исчезает желание тренироваться, для других проигрыш становится хорошим стимулом для повышения собственной квалификации; одни с удовольствием наблюдают за игрой более сильных спортсменов, другие всему хотят научиться самостоятельно, на собственном опыте… На тренировках я учусь быть их учителем, стараюсь понять, какие виды работы для каждого из моих учеников более естественны, близки. В то же время, играя со мной в теннис, дети перестают видеть во мне «всезнающего» и немного опасного взрослого, они принимают меня как профессионала в этом виде спорта, у которого они хотят перенять мастерство, который им в этом может помочь. Мы начинаем понимать друг друга, а это обязательный этап в педагогике, если, конечно, эта педагогика позиционирует себя на стороне ребенка.

Помимо игры в теннис я успел принять участие в создании декларации инновационных школ, а главное – познакомиться с демократическими российскими, украинскими школами и познакомить их с мировым педагогическим сообществом.

Зачем я рассказываю вам эту историю? Чтобы показать, что демократическая, инновационная школа, позволяющая детям участвовать в управлении, влиять на образовательный процесс, – это не абстракция, а то, что происходит здесь и сейчас, а также во всех уголках мира.

Одновременно всегда существуют две системы. Одна – это традиционные государственные школы. Там уверены, что дети ленивы, их нужно заставлять учиться. Вторая – инновационные, демократические школы, где педагоги верят, что дети любознательны от природы, что им нравится узнавать новое и поэтому они могут учиться самостоятельно.

Учителя, поддерживающие первую систему, живут с постоянным ожиданием провала, страдают от неудач, поэтому они все сильнее давят на учеников: все больше контрольных, домашних заданий. Все больше насилия. Они напоминают мне человека, который пытается развязать узел на веревке, все туже затягивая ее концы.

Педагоги альтернативных школ стараются обнаружить темы, на которых концентрируется интерес ученика, помочь найти необходимые ресурсы. Такая радость – поддерживать ребенка, который учится! Возможно, мы не изменим массовую школу. Да и стоит ли бороться с системой? Но в наших силах создать ей альтернативу, предоставив детям, родителям, педагогам право выбора.

Эта альтернатива, настоящая революция в образовании, началась очень давно: с публикации в 1961 году книги Александра Нилла о школе в Саммерхилле. (В России эта книга появилась в 2000 году под названием «Саммерхилл – воспитание свободой». – Ред.). Читатели, вдохновившись идеями ненасильственного воспитания, немедленно стали образовывать сотни свободных школ. Некоторые из них, едва возникнув, исчезали. Но многие дожили до сегодняшнего дня с тех самых времен. Например, школа Садбери Вали. Революция в образовании одинаково трудно и одинаково неизбежно происходит во всем мире. Не только в Америке, но и в Европе, в России, в Украине. Победы сменяются поражениями. Школу в Саммерхилле неоднократно пытались закрыть, и даже в XXI веке. Ее спасли объединенные усилия педагогов, учеников, их родителей, выпускников, общественности.

Главный аргумент в защиту инновационных школ – судьбы детей, то, что происходит с людьми, получившими свободное образование. Конечно, не все они добиваются больших успехов, как и выпускники обычных школ. Но важно помнить, что успех в жизни не всегда зависит от школьных отметок.

Вообще мне неловко выступать с речью, как проповеднику. Лучше, если вы будете задавать мне вопросы.

Рейтинг@Mail.ru