Вторая тетрадь
Школьное дело
ПРАКТИКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Декларации о целях образования и целях школы
Из опыта работы Союза школ, которым руководит Дебора Майер
Декларация о целях образования
Задача образования – развить в молодых людях такие навыки и привычки, дать им такие знания, чтобы поддержание и развитие демократического, справедливого и равноправного общества стало для них потребностью. Это означает, что мы должны укрепить в детях приверженность к разнообразию, справедливости и взаимному уважению.
Наши дети должны иметь свою точку зрения и должны уметь отстаивать ее, но делать это интеллигентно, осознавая, что право на свое понимание есть у каждого. Для этого они должны быть хорошо информированы, уметь читать и писать, уметь высказывать свои доводы ясно и убедительно и уметь слушать аргументы других.
Для этих целей в нашей школе мы готовы тратить время на подробные разговоры, даже если это кажется расточительным. Всякое настоящее понимание требует времени.
Мы должны стремиться к наивысшим стандартам образования, но при этом отдавать себе отчет, что результат может выражаться самыми разными способами. Наши выпускники должны иметь возможность продемонстрировать свои способности, обрести уверенность в своих силах на много лет вперед.
Декларация о целях школы
1. Развитие ума и сердца ребенка: формирование навыков критического мышления, социальной активности.
2. Глубина превыше широты охвата (лучше меньше, но глубже): программа включает основные понятия и навыки, которые изучаются на интегрированных уроках искусства, взаимодействия с окружающей средой, изучения человека.
3. Внимание к детям: все педагогические действия и решения осуществляются в интересах учеников, им предоставляются разнообразные возможности совершать собственные открытия, делать собственные выводы, исходя из личного опыта.
4. Местное самоуправление: все решения по возможности принимаются данным сообществом в зависимости от конкретной ситуации. Выбор тем, методик находится в руках администрации и коллектива школы.
5. Воспитание активной гражданской позиции: школа связана с реальным миром через различные проекты, стажировки.
6. Многообразие форм оценивания: в оценивании результатов ученика участвуют многие люди, анализируя продвижение ребенка в процессе выполнения реальных задач, проектов, создания портфолио, а также принимая в расчет его самооценку.
7. Атмосфера доверия: школа должна поддерживать домашнюю, неформальную атмосферу.
8. Эрудиция и общественная ответственность: педагог – человек, владеющий обширными познаниями и способный поддерживать дух сообщества в школе.
9. Ресурсы, необходимые для преподавания и обучения: разделы бюджета школы должны отражать ее ценности и желания граждан, от этого зависит решение всех финансовых вопросов.
10. Школа – модель демократического равноправного сообщества. Здесь уважают, ценят каждого независимо от возраста, расы, языка, состояния здоровья, любое проявление неравноправия искореняется.
Настоящее образование может принимать любую форму в зависимости от местных условий, особенностей школы, класса. Все нововведения – результат постоянных размышлений и переоценки ситуации. Приверженность традициям и нормам не главное.