Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Негромкие книги
Эти репортажные заметки нашего корреспондента – попытка найти на стендах ММКВЯ книги, которые стоит подарить ребенку и которые могут на самом деле пригодиться подросткам
Эти заметки, как и всякий репортаж, не претендуют на полноту анализа.
Что-то осталось незамеченным,
что-то – неоцененным. Важно другое – возможность выбрать книги
для наших детей и учеников.
Говорить с детьми на серьезные темы
Книги, изданные молодым издательством «Самокат», объединяет один очень важный момент: это желание и решимость авторов говорить с детьми на самые серьезные, экзистенциальные темы.
Например, сказка французского писателя Жана Клода Мурлева «Река, текущая вспять» с пронзительной честностью и прямотой ставит перед маленькими читателями вопрос о смысле жизни и об отношении к смерти.
А роман шведской писательницы Аники Тор «Остров в море» рассказывает о еврейской девочке, вывезенной из фашистской Германии и оказавшейся в протестантской семье на острове в холодном Балтийском море. Внутренний мир ребенка, ставшего очевидцем одной из самых страшных трагедий XX века, лишь одна из граней книги. Второй, не менее важный сюжет – это попытки людей понять и принять друг друга поверх национальных, возрастных и религиозных барьеров.
Другой шведский автор, Ульф Старк, которого называют наследником Астрид Линдгрен, в своей нежной и грустной книге «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» пишет о поиске близкого человека, о радости жить для других, о том, что каждый из нас может стать счастьем и светом для тех, кто рядом.
Из российских книг в этот ряд пока можно поставить только повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции», в которой героям – так называемым «трудным» подросткам – приходится выбирать между иллюзорным миром, где все хорошо и все счастливы, и беспощадно жестокой действительностью. Екатерина Мурашова – практикующий детский психолог. Страшные судьбы ее персонажей, воспитанников класса коррекции, не выдуманы, а взяты из реальной жизни, что придает книге неподдельный трагизм, правда, несколько разбавленный фантастическим сюжетом.
«Антология выстаивания и преображения. Век ХХ»
Нельзя обойти вниманием серию, выпущенную независимым издательством «Пик» при содействии Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова. «Антология выстаивания и преображения» – это небывалая по масштабу, поистине эпохальная картина ХХ века. Вышло уже 17 томов, в которых составители постарались охватить все болевые точки прошедшего столетия: революции, репрессии, Холокост.
В книгах «Антологии» собраны художественные, публицистические и мемуарные тексты, написанные непосредственными участниками событий. Знаменитые писатели и философы соседствуют здесь с простыми людьми.
Вот названия лишь некоторых книг серии: «Жизнь во тьме» – художественная проза о сталинских лагерях; «Похороны колоколов» – антология прозы о геноциде; «Музей человека» – книга о тех, кто боролся с фашизмом, не проливая крови: учителях, журналистах, врачах; «Мученики веры» – о расстрелянных и репрессированных священниках; «Неуслышанные голоса» – двухтомник о русской революции как нравственной катастрофе.
Серия «Антология» обращена прежде всего к тому поколению, которое родилось и выросло уже после эпохи массовых репрессий и мировых войн. «Очень важно передать юношеству трагический, но благотворный опыт выстаивания и преображения, сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих условиях», – сказано в аннотации.
Работа над «Антологией» продолжается. Готовятся к выходу книги о проблемах современной России: горячих точках, терроризме, беженцах и нелегальных мигрантах.
Особенно хочется отметить, что в редакционную коллегию серии входят Светлана Алексиевич и Анатолий Приставкин.
Серия «Молодая литература России»
В школьной программе по литературе есть часы, отведенные на изучение современных авторов. Однако чаще всего учителя этой темы избегают.
Их можно понять. В постмодернистских романах современных авторов нет ни сюжета, ни языка, ни нравственного смысла, ни экзистенциальных вопросов, ни даже элементарного отражения того времени, когда они написаны.
Однако в последние годы в литературу вошло новое поколение писателей, решительно отказавшихся от постмодернистских игр и вернувшихся в русло русской классики.
Издательство «Вагриус» (опять-таки при содействии фонда Сергея Филатова) выпустило серию «Молодая литература России», которую с чистой совестью можно рекомендовать для изучения в школе.
Так, например, по словам критика Андрея Волоса, книга писательницы из Петрозаводска Ирины Мамаевой «Земля Гай», рассказывающая о жизни заброшенного лесного поселка, «вызывает в памяти лучшие образцы русской прозы… с ее сочным народным языком и пронзительной любовью к маленькому человеку».
О Дмитрии Новикове, чья книга вышла в той же серии, одобрительно отозвался сам Фазиль Искандер: «Он отличается от многих современных писателей тем, что продолжает в традициях русской литературы психологический анализ жизни своих героев. Этим он и интересен, потому что этот анализ точен, умен и вызывает желание прочитать до конца каждый его рассказ».
Прозаик Денис Гуцко, лауреат премии «Букер-2005», представлен в серии «Молодая литература России» своим романом «Русскоговорящий», где речь идет о судьбе людей, которые после распада СССР оказались чужими у себя на родине. Теме вспыхнувшей на развалинах многонационального государства эпидемии ненависти посвящены почти все книги Дениса Гуцко, ставшего свидетелем грузино-абхазской войны и Карабахского конфликта.