Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Леонтьева Ольга

Дайте фору своим ученикам!

Самостоятельно прочитанные параграфы учебника, которых ребята еще не проходили, помогут лучше усвоить тему. Это называется «чтение с опережением»

Прошедшие сентябрьские недели, увы, уже принесли первые учебные огорчения: отметка оказалось ниже ожидаемой, новая тема никак не укладывается в голове, домашнее задание кажется непосильным. Обиднее всего, что такие проблемы по-настоящему беспокоят не тех, кто давно махнул рукой на учебу, а ребят, которые честно хотят учиться лучше, стараются, готовы работать. И учитель, видя их огорчение, всеми силами хочет помочь, но… средний темп работы класса, спринтерская гонка за программой оставляют не много шансов. Здесь нужны действительно эффективные способы обучения, которые каждый учитель бережно накапливает за годы работы. Сегодня мы рассказываем об одном из таких методов, который наверняка кто-то из вас уже использует, а для других он, возможно, станет подспорьем в решении этой нелегкой проблемы.

Помню, как сильно я переживала из-за того, что долго не могла получить по химии желанную пятерку. Сколько ни учила уроки, сколько ни решала задачи – обязательно где-нибудь ошибалась, и отметку снижали на балл. «Чего страдаешь? – спросил папа. – Читай по нескольку параграфов вперед, пока еще учитель не объяснил материал, и будет у тебя твоя пятерка!» И оказался прав.

Похожие советы дают своим детям многие родители, а самые ретивые ученики обходятся и без такой подсказки: читают материал до его объяснения учителем, им так интереснее потом слушать. Эффект неизменен: какими бы сложными ни были параграфы, после того как предварительно их прочитал, материал усваивается легче. Так почему бы не использовать это в работе учителя, сделав «чтение с опережением» одним из педагогических приемов?

Что происходит?

Почему возникает эффект лучшего усвоения материала, если ученик предварительно пробует в нем разобраться самостоятельно? Дело в том, что, встречаясь с любым текстом, человек составляет собственное представление о том, что там написано: нулевого уровня восприятия информации не существует, есть лишь разная степень интерпретации текста.

Человек, не обремененный задачей пересказа кому-то только что прочитанного материала, знакомится с ним на собственном уровне, осознанно или неосознанно формулирует вопросы, которые возникли при чтении и на которые ему хотелось бы найти ответы.

После того как у учащегося появились вопросы по данному материалу, объяснение учителя перестает быть нагромождением ненужных для ребенка сведений. Учитель, порой даже не подозревая об этом, словно отвечает на вопросы ребенка, поэтому объяснение становится для ученика личностно значимым, важным. В результате происходит быстрое усвоение изучаемого (объясняемого) материала.

Впрочем, эта истина не нова: «Повторение – мать учения», кто этого не знает? Объясняя, а потом давая на дом задание, учитель именно на этот эффект и рассчитывает.

К сожалению, не все дети выполняют задание, часто им кажется, что на уроке было все понятно, но... Пересказать учителю параграф гораздо сложнее, чем слушать объяснение.

Чтение с опережением как бы меняет местами два процесса: самостоятельную работу и объяснение преподавателя. При этом повторение становится неизбежным: учитель все равно будет объяснять, а ученик – слушать, то есть повторять. А потом, возможно, еще раз, дома, поработает над тем же материалом, выполняя домашнюю работу.

И тогда шансов на то, что ребенок действительно поймет, что ему хотел объяснить педагог, становится больше.

Где можно использовать этот прием?

Прием «чтение с опережением» можно использовать и в индивидуальной работе с детьми, и при работе с классом. Главное, чтобы учитель сумел сделать это чтение желанным для ребенка. Именно желанным, а не еще одним наказанием за прошлые неудачи.

Кто-то рассмеется: «Где вы найдете ребенка, который захочет читать скучный текст учебника, да еще если ему можно и не читать его вовсе?!» И посмеется зря. Опытный педагог найдет множество способов, чтобы это сделать. Кстати, организовать такую работу гораздо легче, чем заставить всех учеников выполнить домашнее задание.

Не стоит обманывать себя: большинство неуспешных детей не занимаются дома, они предпочитают списывать решение задач у одноклассников или на перемене подготовиться к ответу, а то и вовсе рассчитывают лишь на подсказки друзей. Вспомните, вы сами так никогда не делали?

А вот если ребенок читает материал вперед, он делает это как бы не по указке педагога, а по собственному желанию, ведь никто его не заставлял, это было его собственное решение, пусть и подсказанное кем-то из взрослых.

Ощущение самостоятельного принятия решения очень важно в учебе, оно порой просто творит чудеса.

Если прием вводить манипулятивно, эффект от него может быть очень низким или вовсе отрицательным: дети не будут читать материал ни до, ни после объяснения учителя. Именно поэтому при использовании данного приема важно не проверять результаты, не проводить никакого публичного опроса после этого: результат – личная тайна каждого ученика, которая для остальных никогда не станет открытой, в том числе и для учителя.

При использовании этого приема педагог должен быть максимально искренним с ребятами: есть хороший шанс, что, вложив определенные усилия в изучение предмета, ребенок действительно улучшит и знания по нему, и отметку.

Урок

При изучении любого программного материала можно предложить классу предварительно прочитать его, ограничив время для этой самостоятельной работы. Лучше сразу объяснить, зачем предлагается такое задание. Причины могут быть разные. Например, материал очень сложный и учитель хочет, чтобы ребятам было легче слушать его объяснение. Или: каждый год ученики этой параллели говорят, что объяснение непонятное, поэтому хотелось бы, чтобы ребята сначала сами прочитали параграф и, если смогут, спросили учителя о том, что непонятно.

Главное – дать ребятам возможность задуматься о том, что собирается объяснять педагог.

Можно предложить классу разбиться на две группы (например, по вариантам) и, прочитав разные части параграфа, сначала рассказать друг другу (учитель не слышит этих рассказов, он только видит, что дети на понятном для них уровне объясняют соседям по парте материал) о том, что прочитали.

После этого эффект от чтения будет гораздо выше. Конечно, не у всех, а только у тех, кто действительно выполнил задание, но таких при ведении парной работы станет больше: дети будут читать свой кусок не только для себя, тут и схалтурить можно, но и для своего одноклассника, то есть для двоих – а подвести друга мало кто захочет.

Но даже если кто-то не прочитает материал и не сможет его пересказать, ничего страшного: они будут довольствоваться обычным объяснением учителя.

Итак, ученики прочитали определенный материал, пересказали друг другу (если педагог предложил это сделать). Теперь можно спросить, что осталось непонятным в изучаемом материале. Вряд ли ребята смогут сформулировать вопросы: для этого нужно почти полностью разобраться в изучаемом параграфе. Но подумают над возможными вопросами все, а это уже хорошо.

Очень важно показать детям ценность все же возникших у них вопросов. Для этого можно записать сформулированные учениками вопросы на доске, отметить, что непонимание – путь к полному пониманию, что те, кто смог озвучить то, что непонятно, на самом деле уже многое узнали. После этого учитель простраивает свой рассказ как ответ на детские вопросы.

Благодаря такому простому приему монолог учителя превратится в диалог с учениками; появятся новые вопросы, разобраться в материале помогут новые ответы.

Классный час

Этот же прием может использовать классный руководитель, старающийся наладить контакт класса с преподавателем-предметником.

Дело в том, что часто из-за не сложившихся взаимоотношений дети не воспринимают речь отдельных учителей, считают их объяснение неинтересным, скучным. А педагоги, в свою очередь, уверены, что дети слушают их невнимательно, не стараются разобраться в материале. В итоге – плохая успеваемость по данному предмету.

Конфликты такого рода неизбежны: нельзя из обучения убрать личностный фактор, не каждый учитель может самостоятельно наладить отношения с классом, некоторым нужна помощь.

Если классный руководитель хочет помочь своим ученикам и педагогу-предметнику, можно на классном собрании, например, предложить ребятам доказать учителю (и себе!), что они достойны лучших отметок. Для этого тайно от преподавателя (на этот раз лучше сделать это тайно, в такой тайне нет ничего плохого) договориться между собой и прочитать материал, который будет изучаться на следующем уроке, заранее. Конечно, детям не стоит объяснять, что у них после этого появятся вопросы, что это важно для понимания материала. Главное, чтобы у них появился стимул для самостоятельного чтения, чтобы они, пересилив свое непонимание или недоверие к учителю, прочитали параграф.

Такую идею может «подкинуть» ребятам не каждый классный руководитель, а только тот, у кого действительно существуют хорошие, доверительные отношения с детьми.

Результат можно потом обсудить с учениками, решить, стоит ли продолжать такую работу. Вполне возможно, что многим ребятам понравится эта идея: часто после такого чтения им достаточно прослушать учителя-предметника и не читать снова параграф, заданный на дом.

Индивидуальная работа

Можно вступать в «сговор» и с родителями тех учеников, которые стремятся разобраться в каком-то предмете или улучшить свою отметку, посоветовав им «подкинуть» эту идею своим детям. В данном случае речь идет только о тех учениках, которые хотят изменить сложившуюся ситуацию, но не знают, как это сделать: кто-то безуспешно хочет исправить единственную тройку; кто-то собирается сдавать этот предмет на вступительных экзаменах в институт.

Если ребенок согласится на такой «эксперимент», его желание нужно поддержать: если при самостоятельном чтении возникнут вопросы, попробовать помочь в них разобраться, показать, что родители тоже не всё на свете знают, что им интересно то, что написано в учебнике, что они тоже готовы учиться.

Это очень важно, потому что если ребенок начнет дома читать и не сможет понять все, а после этого родители станут «играть в школу», то есть задавать ему контрольные вопросы по прочитанному материалу, желание так работать у ребенка пропадет.

Рейтинг@Mail.ru