Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

«Зарплата: средняя по региону + бонусы за то, что значимо для региона и школы»

Так на портале «Сеть творческих учителей» педагоги решили вопрос о дифференцированной оплате работы учителей

Что такое «качество образования» – каждый понимает по-своему: ученик, учитель, родитель, управленец, финансист. Да и внутри этих категорий подходы разные. У родителя первоклашки, например, одни приоритеты, у родителя выпускника – другие. Директор частной школы имеет свою шкалу оценки учителя, директор государственной – свою и так далее. И ученик смотря какой… Выходит, чем больше раскрывается нюансов, тем меньше остается уверенности в том, что единые критерии для окончательного решения вопроса существуют. И все-таки обсуждать тему надо. Иначе как определить границы можно/нельзя, сформировать представление об интервале, в котором действовать допустимо?

Валерий Столов, директор частной школы, Санкт-Петербург:

– Стратегических критериев оценки труда учителя три. Первый – «выученность» детей, с которыми работает педагог. Второй – позитивный настрой на работу. Третий – «эксклюзивность» учителя. Директор должен отдавать себе отчет в том, что конкретно теряет школа в случае ухода того или иного человека. Исходя из этого, следует решать вопрос о зарплате. Есть еще и другие какие-то вещи, которые нужно учитывать в каждом конкретном случае. Но основные эти.

Александр Борисович, учитель, Москва:

– Если государство, общество желают качества образования, то, значит, и конкурс должен быть на учительское место. Необходимы решения, влияющие на реальный социальный статус учителя: есть ли у него возможность нормально одеваться, отдыхать… жить нормально?

Это означает возвращение к Указу №1 Бориса Николаевич Ельцина, согласно которому минимальная зарплата учителя должна быть равна средней зарплате по стране, в нынешней ситуации – средней по региону. А дальше уже могут идти надбавки – в зависимости от приоритетов школы, региона. Допустим, при сложной экологической ситуации доплату можно установить учителям биологии. Много видов стимулирования разработано в бизнесе, они могут быть тиражируемы в образование. Например, доплаты тем, кто занимается спортом, не курит. А вот по поводу диссертации – если учитель занимается профильным обучением и его диссертация в тему, то доплата может и быть, а если просто «за погоны», то и не надо. Нам нужно учиться расставлять приоритеты. Физкультура, например. Если объективно – оплата должна идти в связке не только с показателями соревнований, но и с медицинскими картами детей. Про стаж: если учитель со стажем способен доучиваться, то и за опыт доплатить можно.

Валерий Столов:

– Дело в том, что учителя физкультуры, музыки, изо и некоторых других специальностей действительно менее востребованы на рынке, чем иностранцы, математики, филологи. К тому же и в глазах родителей эти предметы являются не столь важными. Отсюда стремление оценить труд этих специалистов поскромнее. Но если в школе появятся победители районных и городских соревнований, художественных конкурсов, возникнут самобытные музыкальные коллективы, школа будет украшена руками детей, тогда и зарплата учителей этих предметов вырастет.

Сергей Тыновский, преподаватель колледжа, Владимир:

– Знаю прекрасного человека, умницу, грамотного специалиста, отзывчивого и открытого, но с детьми у него не сложилось. Не воспринимали они его. Ушел. И до сих пор удивляется тому, что я все еще работаю с детьми. Встречаешь выпускников – также удивляются, почему я до сих пор не нашел работу получше. А сами радуются, что их дети будут учиться у меня. Это как и чем оценить? «Хорошесть» педагога проявляется не сразу, она не всегда очевидна. Главное в оценке учителя – а каков он с детьми? Да и в деньгах ли все дело? Социальное положение учителя определяется не только ими.

Александр Борисович:

– Конечно, необходимо ориентировать учителя на дальнюю перспективу. Оценивать не по результатам только что проведенной контрольной работы, а смотреть, что с человеком (учеником) стало дальше. В ГДР раньше существовал принцип, в соответствии с которым премию за победителя крупных спортивных соревнований получали все тренеры, начиная с тренера дворовой команды. У нас награждается тот учитель, который находится в данный момент рядом. А учитель, допустим, начальной школы, который ребенка не угробил, поощрения не заслужил?

В этом смысле хорошо использовать методики определения соросовских учителей: опросы выпускников, но не только в регионе проживания учителя. Опросы коллег, потому что помощь учителя коллегам – обязательная составляющая «хорошести» учителя.

Форум читала Людмила Кожурина

Рейтинг@Mail.ru