Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ


Шеваров Дмитрий

История Отечества начинается с колыбельной...

Ученый и педагог, автор новаторского учебного пособия «Мой род в истории» Алексей Мосин убежден: сохранение семейных архивов по важности своей – задача национального значения

Алексей Геннадьевич Мосин – председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН, профессор кафедры истории Уральского государственного университета им. А.М.Горького (Екатеринбург), доктор исторических наук. Алексей Геннадьевич – давний автор нашей газеты, на протяжении нескольких лет вел в «Домашнем архиве» рубрику «Слово на ладони», рассказывал о происхождении фамилий. В 2006 году он разработал историко-образовательный проект «Мой род в истории», охвативший в этом учебном году все школы Свердловской области.

– Знаю, что вы руководите Уральским отделением Археографической комиссии РАН, работаете над созданием исторических словарей, пишете чисто научные работы, но почему вы все это отложили, чтобы написать книгу для школьников?

– Именно сейчас я оказался внутренне готов к такой работе. Для этого я должен был прожить определенную жизнь, о многом передумать. Мне нужно было сделать книгу к выпускному у девятиклассников, я очень боялся не успеть. Как назло, свалился с воспалением легких в последнюю неделю перед сдачей книги. Температура сорок, а надо вычитывать тексты. Сидел вычитывал и только молил Бога, чтобы он дал мне закончить эту работу. Спасибо маме, жене, сыну Мите – они очень помогли мне выдержать это испытание.

Конечно, такая книга нужна была и раньше, но сейчас она как воздух нужна. Наших детей затягивает порочный круг беспамятства, когда каждое новое поколение позволяет себе унижать предыдущее. Моя книга – это способ восстановления нарушенных связей. Очень хочется, чтобы дети поняли ценность дома, семейного лада, старых фотографий, архива. Все это очень хрупко…

– А зачем семье и вообще человеку нужен домашний архив? Не лучше ли жить налегке?

– Человек, полагающий, что всю жизнь можно прожить налегке, рано или поздно столкнется с испытаниями, которые трудно преодолеть, не имея твердой почвы под ногами. А такую почву под ногами, надежный фундамент для строительства самостоятельной жизни составляет семья с ее историей, традициями, поддержкой и взаимовыручкой близких людей. Только тогда наше земное существование получает особый, предвечный смысл и значение и становится понятно, почему так ценна жизнь каждого отдельного человека для всех нас: без него наша общая жизнь будет неполна.

– Как определить, что в домашнем архиве представляет исторический интерес, а что – нет? Как отделить уникальное от банального?

– Главное в домашнем архиве – то, что сохраняет память о родных и близких людях, в чем запечатлены их живые черты, вехи их биографии: это самые различные документы (свидетельства о рождении, дипломы, аттестаты, грамоты, благодарности и многое другое), письма, фотографии, рукописи личного происхождения (дневники, воспоминания, записные книжки, автобиографии, детские рисунки и т.д.), материалы, связанные с профессиональной деятельностью или увлечениями человека. Вообще важно по возможности сохранять архивы в максимальной полноте – уже в этом будет их уникальность.

– Как лучше организовать в небольшой квартире хранение архива так, чтобы у домашних не было ощущения, что он отнимает у них жизненное пространство, и не возникало искушения избавиться от него?

– Прежде всего человек, озабоченный сохранностью домашнего архива, должен приложить максимум усилий, чтобы «обратить в свою веру» самых близких ему людей. Если эта задача выполнена, то найти место для общей семейной ценности наверняка удастся даже в самой тесной квартире. Чем раньше мы начинаем приобщать своих детей к истории, тем больше надежды на то, что им это станет интересно и дорого.

– Но преподавание истории в школе начинается только в средней школе…

– Врачи говорят, что ребенок еще до появления на свет, находясь в материнской утробе, уже восприимчив к звукам, доносящимся извне: к интонациям нашей речи, к музыке, которую мы слушаем. Разве колыбельные, которые мы поем своим детям, те самые, которые пели нам наши родители, когда мы были совсем маленькие, – не действенный способ приобщения ребенка к семейным традициям?

– Что делать, если вокруг человека, всю жизнь бережно хранившего память семьи, не осталось никого, кому можно было бы передать все это? Что делать в этом случае, к кому обращаться за помощью?

– К сожалению, у нас в обществе еще нет понимания того, что сохранение семейных архивов по важности своей – задача национального значения. Государственные учреждения, которые должны были бы обеспечить прием на хранение, обработку и использование материалов этих архивов (архивы, музеи, библиотеки), как правило, не располагают для этого достаточными условиями: необходимыми площадями, техникой, кадрами квалифицированных специалистов. Общественные институты, которые могли бы прийти на помощь в этой ситуации, у нас только нарождаются. В Екатеринбурге, например, образовались и успешно действуют в течение многих лет Уральское генеалогическое общество и Уральское историко-родословное общество, есть региональное отделение общества «Мемориал», но они испытывают те же трудности.

В каждом конкретном случае надо использовать все возможности для сохранения материалов домашних архивов, находящихся под угрозой гибели: обращаться в музеи, архивы, библиотеки, культурные центры, общества, подключать к решению этой проблемы неравнодушных людей – ученых, педагогов, краеведов, средства массовой информации. Самая трудная задача – преодолеть равнодушие окружающих, нежелание чиновников от культуры исполнять свои прямые обязанности, непонимание того, что жить одним днем – значит подписывать себе приговор как нации.

Рейтинг@Mail.ru