Третья тетрадь
Детный мир
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Калина Олег, Панкова Татьяна
Право на собственное пространство
От взрослых требуется немало внутренней смелости и душевной чуткости, чтобы разрешить ребенку его иметь
Вторжение во внутренний мир ребенка без его готовности
и согласия на это – ошибка, которую взрослые совершают порой из лучших побуждений. Им почему-то трудно увидеть
в ребенке человека с собственными желаниями, чувствами
и фантазиями. Они считают себя вправе контролировать его.
Их пугает и раздражает даже сама мысль о том, что у ребенка может быть что-то личное, чем обладает только он, какая-то тайна, секрет.
Граница, дальше которой хода нет
Зачем родители требуют, чтобы ребенок докладывал, с кем он общался в школе, давал на проверку свой ранец и молча терпел, когда в его комнату врываются без стука? И где проходит эта воображаемая граница?
Существует термин: «личностное пространство» – что-то такое, что принадлежит только тебе, куда можно никого не пускать.
Оно необходимо каждому из нас, чтобы действовать творчески, быть способным выйти из шаблонной последовательности действий, иметь возможность изменять жизнь и меняться самому.
Личностное пространство формируется с раннего детства. Появившись на свет, ребенок полностью зависит от матери. И тем не менее у него уже есть собственные желания и эмоции. И его благополучие зависит от того, насколько мама угадает их.
Позднее ребенок начинает открывать для себя и другой, волнующий, непредсказуемый, таящий массу опасностей и возможностей мир. В нем ребенку надо найти собственное место, а поиск этот тесно связан с исканиями самого себя.
Тут-то и завязывается борьба за личностное пространство. Разгораются нешуточные битвы: детей наказывают, если они ведут себя не так, как хочется взрослым.
В школьной жизни право ребенка на личностное пространство игнорируется априори. Объясняют просто: мол, дисциплины ради.
Конечно, требования администрации ученики обязаны соблюдать и должны учиться сосуществовать в обществе. Но разве так уж редки случаи, когда под дисциплиной взрослые понимают возможность нарушить права ребенка?
В одной анекдотической истории молодой человек устраивается на работу к маститому профессору и, рекламируя себя, обещает работать с утра до ночи. На что профессор отвечает, что кандидат вряд ли может рассчитывать на работу: ведь если он собирается трудиться с утра до вечера, то когда же он будет думать?
Перефразируя эту историю, можно сказать так: «Если ребенок весь день станет только учиться, выполнять пожелания взрослых, находиться под постоянным присмотром и контролем, то когда же он будет чувствовать, фантазировать, желать?» Останется ли у него время, чтобы посмотреть на себя со стороны, задаться вопросами: «Кто я такой? Для чего живу? Чего хочу?»
Личностное пространство должно быть не только психологическим (свои мысли, тайны, фантазии, желания, события), но и материальным (своя комната, своя кровать, свой стол).
Если у ребенка нет своей комнаты или хотя бы собственного уголка, он будет вынужден прятаться, уходить в себя, пытаясь обрести необходимое уединение.
Но понимание личностного пространства невозможно без понимания границ этого пространства. Прекрасно, когда у ребенка есть своя комната, отграниченная от комнаты родителей, брата или сестры, от общей гостиной.
Ребенок может по-своему распорядиться этим пространством: разместить свои вещи в том порядке (или беспорядке), какой ему нравится, уединиться, когда ему нужно сосредоточиться на уроках или любимых занятиях, закрыть дверь, когда он расстроен, чтобы побыть со своими чувствами наедине. Сказать: «Это мое» – и почувствовать, где кончается то, что принадлежит ему, и начинается то, что ему не принадлежит.
О, какие нешуточные разыгрываются войны!
Многих родителей пугает, что, позволяя ребенку безраздельно владеть какими-то вещами (а тем более пространством в квартире), они вырастят из него эгоиста, который будет не способен делиться с другими. Превратится в собственника, претендующего на слишком многое, и не сумеет ладить с окружающими.
Особенно переживают родители, у которых один ребенок. И в самом деле, если они будут только поощрять желание ребенка обладать пространством и вещами, но не установят границы этого обладания, то катастрофа неминуема.
Не лучший вариант и когда родители всеми силами борются против того, чтобы у ребенка было хоть что-то свое. Они воспитают так человека, неадекватно воспринимающего взаимодействие с другими на границе «мое – чужое» или неспособного мало-мальски защитить свои права.
Бесконечные войны между детьми и родителями из-за физического личностного пространства не прекращаются ни на час! Родители обижаются и страшно ругаются, когда ребенок захлопывает дверь своей комнаты: «Он не имеет права закрываться от меня!»
Одна бабушка запрещала внучке закрывать дверь в комнату, потому что воспринимала это как знак невежливого поведения по отношению к старшим.
А другая ежедневно усаживалась со своей вышивкой за столом внука-подростка в его комнате. «Потому что там удобнее и светлее!» – наивно объясняла она, не понимая, что провоцирует его гнев и обиду.
Порой даже спальное место ребенка, где положено чувствовать себя в полной безопасности, не является таковым.
Приезжают дальние родственники или остаются переночевать друзья родителей, и взрослые бесцеремонно, отмахиваясь от взволнованного ребенка, предоставляют им именно его спальное место.
Неудивительно, что в такой семье часто случаются жестокие ссоры между братьями и сестрами. Дети борются за то, чтобы иметь хоть что-то свое, не принадлежащее другому.
Младший без спроса берет тетрадки и учебники старшего и разрисовывает их своими каракулями. Чем подогревает негативные чувства старшего, который скорее всего не найдет понимания у родителей: «Ты старше, ты должен уступать младшему». Что кроется за этими словами? Обвинение: «Да как ты посмел сказать такое – мое нельзя трогать!»
А до награды еще так далеко...
Если так трудно бывает разобраться с личным физическим пространством, что же говорить о психологическом?
А ведь ребенок, чтобы стать полноценной личностью, должен не только определиться с тем, где его место и вещи, а где чужие, но и понять, что является неотъемлемой частью только его души и психики, а что принадлежит психике других людей. Это понимание приходит через опыт, который маленький ребенок переживает сначала в собственном доме, а потом, повзрослев, и в более широком окружении – в детском саду, в школе.
Можно ли помочь ребенку обрести позитивный опыт личностного пространства?
Прежде всего взрослым самим следует хорошо понимать, где кончается их личностное пространство и начинается пространство ребенка – такого же человека, обладающего правами, такой же личности, как и они, просто пока еще не умеющей соблюсти границы, отстоять себя.
И помнить, что пока ребенок полностью зависит от взрослых, важно не употребить эту власть во вред.
Ребенок учится через повседневное взаимодействие со взрослыми, перенимает тончайшие нюансы отношений.
Когда взрослые вторгаются в пространство ребенка, бесцеремонно распоряжаются вещами, к которым он привязан, без спроса занимают его место, они демонстрируют отсутствие границ между ним и другим человеком.
А потом недоумевают: отчего это их ребенок стал таким подавленным и озлобленным?
Им невдомек, что ему приходится выбирать из двух зол – смириться с несправедливыми нарушениями (отступив вглубь себя) или призвать на помощь агрессию, чтобы разнести в пух и прах противников, в которых превращаются все окружающие.
Непростой путь к самому себе, к своей личностной автономии, к уважению других начинается в семье.
Только тот, кто ощущает себя отдельным и независимым человеком, может испытать истинную душевную близость с другими людьми. Как личность с личностью, по собственному желанию.
И это награда, которую со временем получат родители, если преодолеют соблазн не позволять ребенку обособляться.