Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

1966 году был опубликован доклад американского исследователя Колмена «Образование для всех», в котором он утверждал, что успех в обучении предопределяет семья. По мнению Колмена, дети из семей с более низкими доходами, как правило, учатся хуже. Столь категоричная позиция вызвала сомнения у многих ученых и педагогов. Вслед за публикацией Колмена было проведено множество исследований, которые показали, что дети из самых разных семей могут учиться и успешно осваивать предметы учебного плана. Эта работа стала основной для рождения движения эффективных школ.

Лидеры движения начали искать ответ на вопрос: при каких условиях ребята успешно учатся вне зависимости от ситуации в семье? Какие общие характеристики присущи школам, способным хорошо обучать всех?

Первый вывод исследователей, как сообщает кандидат педагогических наук Н.Запрудский в статье «Эффективная школа» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2007 год), был таким: эффективные школы имеют сильного директора – лидера в организации образовательного процесса. В успешных образовательных учреждениях существует представление о миссии школы, которое принимают и разделяют все учителя и ученики. Общие цели в успешных школах постоянно обсуждаются, чтобы затем приниматься каждым членом коллектива. Если в школе осуществляются перемены, то имеется общий фокус, на который ориентируется всеобщее внимание. Кстати, простой способ убедиться, что у школы есть ясная цель, – спросить у каждого учителя, что больше всего заботит школу. Тем больше будут различаться ответы, чем менее согласовано понимание миссии школы.

В эффективной школе педагоги верят, что все ученики могут овладеть основами учебных программ. Здесь создан климат высоких ожиданий. При этом учителя различают ожидания и требования. Повышение уровня требований (стандартов) не означает повышения ожиданий. Стандарты – внешние факторы, а ожидания – внутренняя убежденность в том, что можно научить каждого.

Важно также регулярное отслеживание и коррекция результатов обучения: доброжелательные отношения с семьей; наличие свободного времени на занятиях для выполнения заданий; безопасная и здоровая окружающая среда.

Какие решения, касающиеся школьной жизни и учебы, может принимать ученик? Такой вопрос был задан в ходе исследования управленческой деятельности учителей, которое провели карельские ученые. О результатах исследования рассказала профессор Карельского государственного педагогического университета Н.Скороходова в статье «Стиль управленческой деятельности учителя и воспитание ответственности учеников» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 4 за 2007 год). Как выяснилось, около трети педагогов полагают, что у ребят слишком много самостоятельности. Вот характерные высказывания: «Таких прав у современных школьников даже слишком много», «Я думаю, что все основные решения принимают родители. Они лучше знают, что детям нужно и полезно», «Ученики хорошо осведомлены о своих правах». Другая часть учителей видит зону ответственности и самостоятельности школьников в общественной жизни: «Придумать концерт, выставку, конкурс», «Праздничные и культурные мероприятия», «Сами планируют свободное время». Третья группа учителей выделяет зону ответственности школьников не только в общественной, но и в учебной деятельности. Они считают, что: «Старшие могут отвечать за все, что касается учебы», «Вариантов много: выбор предметов, выбор домашнего задания», «Оценки деятельности преподавателей».

Автор подчеркивает, что представления о том, кто должен решать ту или иную проблему, значительно различаются даже в одном педагогическом коллективе.

С целью развития творческих способностей Александр Камин и Дмитрий Камин предлагают обучать школьников эвристическим приемам. То есть особым ходам мысли, которые, по определению авторов статьи «Сто имен священного слона» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 3 за 2007 год), позволяют успешно решать острые проблемы в разных областях жизни. Например, известный психотерапевт Виктор Франкл нередко прибегал к так называемой «парадоксальной интенции» (интенция – намерение, стремление). «Не спите ночью? – говорил Франкл пациентам. – Прекрасно! Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь со сном!» Пациенты, выполнявшие это назначение добросовестно, с изумлением сообщали, что после какого-то критического момента сон вдруг начинал буквально валить их с ног. Аналогично поступил американский писатель Чак Паланик, который написал во вступлении к своей книге «Удушье»: «Все равно через пару страниц вам захочется отложить книжку. Так что лучше и не начинайте. Бросайте. Бросайте, пока не поздно. Спасайтесь. Посмотрите программу – по телевизору наверняка будет что-то поинтереснее…» Эти примеры иллюстрируют принцип действия приема «сделать наоборот»: если ваши действия по решению проблемы не приводят к требуемому результату, попытайтесь сделать наоборот.

Помимо описания эвристических приемов в публикации приводятся задачи для тренировки их применения.

Рейтинг@Mail.ru