Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.Н.Корнеева
Нестандартные дети
Ярославль: Академия развития, 2007
Классы в последнее время становятся все более пестрыми, разнородными. У всех разные способности к обучению – от одаренности до проблем с психическим развитием; заметно увеличилась доля учеников из семей мигрантов. Очевидно, что со всеми, такими разными, группами необходимо работать, учитывая их специфику.
Книга дает представление о том, как это делать. Характерные особенности каждой группы описаны с научной точки зрения, и бывает довольно сложно продраться сквозь научные термины. А вот важные и потенциально проблемные моменты в школьной жизни обрисованы более доступно, со знанием реалий и цифрами социометрии. Схема проблемных точек примерно одна для любого «нестандартного» ребенка: поступление в школу, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, пропуск уроков, контроль и оценки, самоопределение ребенка.
Анализ этих ситуаций дается в нескольких ракурсах: восприятие самого ребенка, учителя, родителей. По поводу каждой группы автор дает объяснение и рекомендации, как строить взаимодействие с ребенком и его семьей максимально бережно и продуктивно.
В приложениях педагоги-практики найдут описание методик, программы занятий и даже образцы документов (например, договор об оказании образовательных услуг ребенку, слабо владеющему русским языком).
А для тех, кто хочет оценить результаты своей работы, предназначены «Методика оценки эмоционального благополучия детей» и «Тест на школьную тревожность».
И.В.Цветкова
Как создать программу воспитательной работы
М.: Просвещение, 2006
К несомненным достоинствам книги относятся ее практическая направленность, опора автора на опыт работы с педагогами в ходе повышения квалификации и стратегический взгляд: вместо готовых программ предложена технология создания своей на основе диагностики конкретной социальной и педагогической ситуации, в соответствии с вашими ценностями и опытом. В то же время автор представляет образцы и алгоритмы, которые можно использовать при построении программы в любом образовательном учреждении или детском коллективе.
Даже в тех главах, где автор рассматривает общие и теоретические вопросы, опытный педагог почерпнет много красивых «воспитательных» выражений, перечисление целей, методов и принципов – они очень пригодятся при окончательном оформлении собственной программы, для придания ей солидности.
А для работы по сути предназначен «Алгоритм программирования: как составить программу воспитания». В соответствии с ним вы сможете определить проблемы, задачи, условия, спрогнозировать результат, спланировать работу, оценить эффективность.
Для того чтобы «не потеряться» в обширнейшем пространстве педагогического проектирования, автор предлагает пункты плана, формулировки которых нужно закончить: «Моя программа рассчитана на временной отрезок…» – и дает необходимые пояснения о возможных вариантах.
В качестве «учебного пособия» автор рассматривает реальную программу экологического воспитания младших школьников и объясняет на ее примере универсальные принципы проектирования.
Во второй части книги автор рассматривает ситуацию сосуществования нескольких воспитательных программ (как чаще всего и происходит) – разных по масштабу, продолжительности, методам, направленности. Описаны они довольно коротко, но некоторые фрагменты или идеи вполне можно использовать при самостоятельном планировании.