Вторая тетрадь
Школьное дело
ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Обучение в ситуации непредсказуемости
Оно дает то, что не может дать школа
Школа становится более гибкой
и открытой, привлекая
к сотрудничеству специалистов
из разных областей культуры.
И это взаимодействие позволяет сделать образование более полным
и разносторонним.
Игровая практика может рассматриваться как составная часть образования. Она дополняет школьное обучение. В грамотно организованной игре человек так или иначе получает то, что в школе не может быть передано и проверено на уровне нормы: способность оценивать ситуацию, принимать решения, целеполагание, навыки проектной работы.
В школе у ребенка по определению главный (а иногда единственный) источник информации и образец – учитель. В игре образовательный механизм принципиально иной. Знания, навыки, ценности формируются в процессе приобретения опыта. Сложности, перипетии игры, столкновения и многочисленные взаимодействия заставляют делать выбор, совершать поступки. А потом пожинать плоды выигрыша или расплачиваться за совершенные ошибки. В то же время это безопасное пространство, и расплата несет разочарование, но не угрозу жизни.
Игра – это мощное образовательное средство, но ему сложно прижиться в массовой школе из-за того, что игра заставляет всерьез пересмотреть взгляды на ребенка, на профессию.
В образовании остро не хватает непредсказуемости, а игра непредсказуема, даже самый опытный мастер не может предвидеть возможных поворотов, он и не станет этого делать. Учителя же чувствуют себя некомфортно в непредсказуемой ситуации, весь их опыт состоит из планирования и достижения заранее заданного результата.
Не нужно забывать и о том, что ученик с приобретением игрового опыта тоже сильно изменяется. Он стремится видеть процесс целиком, просчитывает на несколько шагов вперед, сопротивляется манипулированию.
Если вас все это не пугает и вы решитесь сотрудничать с носителями игровых технологий, лучше начать с игры для учителей. Чтобы они прочувствовали дух игры и ее возможности.