Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Забиров Дмитрий

Ролевые игры глазами педагога

Узнав об интересах ребенка, мы можем выстроить более адекватную образовательную и воспитательную стратегию

Если ваш ученик летом ходил в поход или экспедицию со своим кружком или клубом, долго думать о применении его талантов не придется. А вот если он взахлеб рассказывает о том, как все лето ездил с одной ролевой игры на другую, его чаще всего мысленно заносят в категорию смутьянов и нарушителей спокойствия. А что, если посмотреть на самодеятельную игру как на педагогический феномен?

Ребята пришли с каникул переполненные впечатлениями. Рассказы о новых друзьях, местах, событиях живо обсуждаются. И опытные учителя в эти первые недели учебного года не пресекают «посторонние разговоры», а наоборот, инициируют их, не жалея времени от урока или уж тем более классного часа.

Некоторые ребячьи увлечения легко вписываются в школьную жизнь. Спору нет: клуб системы дополнительного образования гораздо ближе к привычной нам культуре. Но если уж ребенок увлекся чем-то менее для нас понятным, с этим все равно придется работать. Ибо увлечение в статусе андеграунда может привести к непредсказуемым последствиям – это во-первых, а во-вторых, практически любой искренний и позитивный интерес можно развернуть в сторону образования, на то мы и педагоги, в конце концов.

Образовательный потенциал игры

Для того чтобы работать с каким-либо явлением, нужно прежде всего понимать его. Хотя бы в общих чертах. Вот и давайте после восторженных рассказов вчерашнего гнома или хоббита посмотрим на ролевую игру глазами педагога.

За последние полтора десятка лет ролевое движение сильно изменилось, многие клубы обретают официальный статус, общаются с прессой, сотрудничают с педагогами детских лагерей и школ и даже приглашают ученых (как пример можно привести круглый стол «Право на игру», проведенный в Казани).

На группу подростков, едущих в электричке с самодельными щитами и мечами, в плащах с капюшонами окружающие смотрят с неодобрительным любопытством. А собственно, почему? Игра, на которую они едут, продлится несколько дней, но подготовка заняла несколько недель, а то и месяцев. И кстати, потребовала от подростка тех качеств и знаний, которые мечтает (часто безуспешно) привить ему школа.

Для начала всю одежду и оружие необходимо раскроить, сшить, склепать, выточить, вырезать, украсить… То есть подросток осваивает ремесла. Не на уроке технологии раз в неделю, а самостоятельно, с желанием, осмысленно строит свое образование в этом направлении: ищет информацию, материалы, инструменты, вступает в кооперацию по поводу этой деятельности. Это ведь самые настоящие образовательные проекты.

По-хорошему для таких ребят можно было бы отдавать по нескольку часов в школьных мастерских: они лучше любого руководителя кружка (или вместе с ним) заведут там живую, увлекательную работу. А если таких подростков несколько и среди них окажется довольно опытный, способный игрок, может быть, в школе заживет долгосрочный игровой проект, например, «Средневековый город» с цехами булочников, шляпников, жестянщиков, оружейников, портных; с мастерами и подмастерьями.

Помимо ремесел будущему участнику игры придется освоить и теоретическую информацию об истории и географии игрового царства, о законах и обычаях. Причем это вам не домашнее задание по истории: здесь за незнание информации можешь поплатиться головой («убитые» выбывают из игры на несколько драгоценных игровых часов). С этой точки зрения исторические игры незаменимы. Они дают подростку ни с чем не сравнимое ощущение эпохи. Например, взаимоотношения между сословиями вмиг постигаешь, когда приходится кланяться каждому вышестоящему, и ощущаешь их совершенно иначе, чем если бы прочел кучу учебников по этой теме.

Еще один – на этот раз воспитательный – ресурс игры заключается в выполнении правил. Добровольном. Каждый участник игры знакомится с ними заранее (на сайтах правила могут занимать не одну страницу) и следует им. Жульничество (читерство) не принято. Это ведь игра, а выигрыш приносит радость, только если ты преодолел обстоятельства, победил противника честно.

Кстати, стремление выиграть заставляет научиться реально оценивать свои ресурсы, планировать их расходование. Это довольно редкая возможность для современного подростка, который всю свою жизнь пока что жил по правилам, придуманным взрослыми, и под их контролем. В настоящей жизни он не имеет возможности распоряжаться ни имуществом, ни деньгами, ни временем. А в пространстве игры приобретается опыт выбора, свободы и ответственности.

Магия игры

Любой психолог вам скажет, что подросток больше всего стремится к романтике и общению. Его раздирают противоречивые желания: быть непохожим, уникальным, но в то же время он стремится подражать членам своей группы. Ни для кого не секрет, что школа хуже всего справляется именно с тинейджерами. Специфические подростковые потребности категорически не вписываются в традиционный школьный уклад. Что ж, пусть самые активные реализуют свою потребность в приключениях, в общении на ролевых играх. Кстати, игра, как еще одно пространство деятельности, расширяет и возможности для самоутверждения и социализации. Разработка и подготовка игры – это громадная разносторонняя работа. И желающий может постепенно осваивать премудрости организаторской деятельности. Понимая, что ребенок имеет подобные склонности и опыт, учитель может привлекать его как консультанта и помощника при организации школьных и классных праздников, фестивалей, игр.

Разумеется, игровое движение нельзя идеализировать, далеко не каждый подросток максимально использует его образовательные ресурсы. Иногда игроки перестают осознавать грань выдуманной реальности. Но игровое сообщество их обычно отвергает.

В любом случае взрослым не стоит шарахаться оттого, что подросток проявляет инициативу и сам находит себе нишу, где он добирает недостающие ощущения, общение, опыт, – и это не криминальное и не агрессивное сообщество.

Рейтинг@Mail.ru