Вторая тетрадь
Школьное дело
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Нешкольные уроки
Только те наши действия, которые совпадают с сущностью ребенка, способствуют его росту
Учитель привык ставить перед собой конкретные задачи: на урок, на месяц,
на четверть. Но стоит задуматься
о далекой перспективе – на год,
на несколько лет, как на смену предметным целям приходят размышления о смысле своей работы, смысле профессии.
Когда ребенок приходит в школу, он сразу попадает в определенные рамки, определенные правила поведения. Ему предстоит сориентироваться в образовательной ситуации, найти для этого свои способы. Ориентация заключается в том, чтобы ребенок почувствовал свой опыт как свой и важный для него.
Мы можем создать условия для появления у ребенка вопросов на понимание той ситуации, в которую он попал: куда ты пришел? Зачем ты пришел?
Мы можем постараться понять, с каким опытом ориентирования пришел к нам ребенок, что он делает для освоения новой ситуации. Только те наши действия, которые совпадают с сущностью ребенка, способствуют его росту и развитию.
Главным препятствием для развития инициативы ребенка является отсутствие диалога с ним по важнейшим вопросам бытия. При этом содержание диалога, его смысл должны быть наглядны для ребенка, например, выражены в схеме, рисунке, который создает на доске взрослый.
Во время диалога видение ситуации его участников может не совпадать. Что делает взрослый? Он фиксирует на доске позицию ребенка и уточняет то, что важно для ребенка в его видении. В этом уточнении раскрывается иерархия предпочтений ребенка.
Результатом нашей совместной деятельности с детьми в течение одиннадцати школьных лет я бы хотел видеть следующее: выпускник развил в себе способность достаточно хорошо ориентироваться в ситуации, осознавая себя в конкретном месте в конкретное время. Для этого на протяжении всех лет учебы школьник в результате диалогического общения с миром должен получить достаточное представление о нем, но в еще большей степени представление о себе как о личности, для которой саморазвитие (строительство себя) становится одной из главных ценностей жизни.
Мне хочется, чтобы человек, покидающий школу, осознавал, что ответственность за все, что происходит с ним в жизни, возложена природой на него самого. Не общество, не государство, не родители – он сам несет ответственность за то, что происходит и будет происходить с ним в жизни.
Если ребенок в школе осознает, что все люди разные и обладают разными способностями и возможностями, он сможет вступать в кооперативные сообщества. Для этого ему также необходимо не только достаточно хорошо разбираться в себе, но и строить «портрет другого». Только в этом случае выпускник приобретет способность к самоопределению в окружающем мире.
Взрослый в своем стремлении увидеть, услышать и в какой-то степени понять ребенка, которому предназначено раскрыть себя в мире, должен работать не совсем традиционными для практики понятиями, такими как: рефлексивные процессы, ориентация, инициатива, воля, состояние, созерцание, самость. Он (взрослый) вопреки традиции должен занять позиции слушателя, понимающего, воспринимающего, созерцающего, ведомого…