Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меркулов Филипп

Цели, которые мы ставим в начале года

Они помогают более точно выстроить учебный процесс

Мы уже приспособились к новой нагрузке, к новому расписанию. Что-то придумали, спланировали: необычные увлекательные уроки, творческие задания, экскурсии. И далеко не всегда сами себе ответили на вопрос: а зачем мы это делаем? Какие цели ставим перед собой, перед детьми, помимо более или менее успешного прохождения предметного теста классом? Грамотная постановка целей может сделать наши занятия более эффективными, облегчит диалог с детьми, их родителями и, конечно, коллегами, администрацией, проверяющими, которые тоже должны понимать, к чему мы стремимся, прилагая столько усилий.

Не торопиться!

Далеко не всегда работа начинается с определения целей. Тем более что ни прописанные цели, ни даже четкие указания программы не позволяют детально спланировать курс. Нужно сперва осмотреться, вникнуть в ситуацию, особенно если перед нами новый, незнакомый класс. Однако без важнейшего этапа «целеполагания» не обойтись, поскольку именно цели урока, курса предопределяют и особенности его проведения, и критерии финального оценивания.

Начало года – прекрасная возможность обсудить приоритетные цели с ребятами. Так мы и себя проверим, насколько точно угадали потребности, возможности ребят, и для них проясним перспективы совместной работы, критерии будущей итоговой оценки.

Недостаточно просто высказать классу свои соображения. Цели непременно следует записать: педагогу – на доске, ученикам – в тетради. Так, чтобы к этому списку можно было возвращаться в процессе работы. Кстати, обязательно должны быть указаны сроки. Когда вы планируете проверить результат: через неделю? через месяц? к концу четверти?

Хороший способ поговорить с учениками о целях – нарисовать на доске пересекающиеся оси, на концах которых записаны основные цели на ближайший период. Вокруг целевых осей описаны концентрические круги. Это разные этапы в достижении целей, путь, который уже пройден, и то, что еще осталось сделать. По такой схеме легко проверять себя, оценивать, вносить необходимые правки. Она понятна и коллегам-педагогам, и родителям ребенка.

«Дети должны знать мой предмет. Какие еще цели я могу поставить?»

Этот подход ограничивает педагога. Знания очень важны, но через них, с их помощью мы развиваем интеллектуальные возможности детей. Вспомните, какое домашнее задание дали вы детям сегодня. Наверняка оно нужно не только для того, чтобы ребята что-то выучили.

Организуя образовательную ситуацию, мы обычно преследуем сразу несколько целей. Главное, чтобы их количество не превышало разумных пределов и в списке целей присутствовала определенная иерархия.

Формулируя ближайшие цели, можно оттолкнуться от некой известной нам проблемы данного класса, ребенка, от изучаемой темы, от педагогической концепции. В любом случае ограничимся двумя-тремя основными целями, значимыми для вас и ваших учеников. Нельзя добиться всего сразу.

Цели бывают попроще и посложнее. Детям, конечно, легче научиться спрягать глаголы, чем производить самооценку. Нам бывает не так просто выбрать цели, соответствующие уровню развития данного класса. Речь не о том, чтобы избегать простых целей или, напротив, только их и ставить перед собой. Разумное сочетание простого и сложного, учет особенностей возраста сделает наши уроки более эффективными, разнообразными.

Как сформулировать свои цели?

Цель – это то, чего мы ждем от ученика. Простое определение. Но как нелегко определить свои цели в отношении данного класса, ученика, урока.

Определение цели обязательно должно включать в себя какой-нибудь глагол, обозначающий действие. И только один такой глагол. Если вам нужны два глагола, значит, вы поставили перед собой и учениками две цели.

Мы часто произносим: я хочу, чтобы дети узнали, поняли. Но как мы проверим, что они знают или понимают? Замените слишком общие глаголы на более конкретные: я хочу, чтобы дети могли сформулировать, продемонстрировать, перечислить…

Вот некоторые глаголы, которые можно использовать, формулируя цели:

– относительно знаний, которые должны приобрести ученики на ваших уроках: найти, воспроизвести, рассказать, дать определение, идентифицировать, вписать, исключить, показать, назвать, поместить, узнать, повторить, группировать, подчеркнуть…

– относительно того, что ребята должны понять, изучив ваш курс (раздел): собрать, отличить, выделить, сформулировать, использовать, применить, оценить…

– относительно того, как ученики должны уметь применять полученные знания: приспособить, дополнить, использовать, поставить проблему, перевести, преобразовать, иллюстрировать…

– относительно возможности анализировать изученный материал: объяснить, выяснить, исследовать, упростить, разделить…

– относительно возможности синтезировать изученный материал: собрать, создать, объяснить, перегруппировать, расположить по порядку, структурировать, систематизировать, восстановить…

– относительно умения оценивать результат: оценить по критериям, проверить…

Подведем итоги

Наши цели, естественно, связаны с целями, определенными программой. С обдумывания программных целей начинаются наши размышления, но не заканчиваются.

Стоит почаще обсуждать свои ближние и дальние цели с коллегами. Внятно сформулированные цели помогут нам быть понятыми и найти в коллективе единомышленников.

Спланируем время урока так, чтобы большую часть работы ученикам не пришлось выполнять дома.

Формулируя цели, необходимо учесть три момента:

1) описать те действия учеников, которые можно увидеть (глагол действия),

2) описать условия, которые потребуются для достижения цели (на каком материале будут они реализованы, в какие сроки),

3) описать критерии, по которым можно будет увидеть, достигнута ли цель.

Рейтинг@Mail.ru