Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Азбука творческой дидактики

Для любого предмета, любого урока, любой темы!

Каждому педагогу хочется, чтобы его ученики работали в классе увлеченно, самостоятельно. Но как это сделать?

«101 идея для творческого учителя» – с таким заголовком появился в интернете многостраничный труд венгерских учителей, обобщивших многолетние поиски оптимальных форм ведения урока, на котором есть место для детской инициативы, сотрудничества. Большинство описанных приемов, касающихся особенностей организации проблемных уроков, групповой работы, детских проектов, хорошо известно опытным преподавателям. Своего рода учительская азбука. И все же некоторые находки могут оказаться новыми и полезными, когда планируешь цикл занятий на новый учебный год. Тем более что эти идеи прекрасно работают на любом предмете.

Календарь с картинками: вспомним лето и соберем предметную коллекцию. Группа создает свой вариант календаря на новый учебный год, используя фотографии, привезенные из летнего лагеря, прошлогодних путешествий. В зависимости от предметной задачи педагог может ограничить выбор фотографий и картинок видами ландшафта, природными зонами, культурными, историческими памятниками, портретами известных деятелей науки, искусства. Лучший календарь будет напечатан на цветном принтере (если такой имеется) и вывешен в классе для всеобщего обозрения.

Карта окрестностей как способ соединить повседневную жизнь ребенка и школьный предмет. Задание: возьмите карту своего района (аэрофотосъемку из интернета), отметьте, где находится ваша школа, где живут ребята, учителя. Для преподавателя географии, вероятно, важен будет масштаб, рельеф местности, для математика – определение расстояний между объектами, для биолога – количество зеленых зон, видов растений.

Рисуем обложку, или Искусство предвидения и обобщений. Придумаем эскиз обложки для учебника, рабочей тетради по предмету. Чтобы он отразил и специфику изучаемого материала, и личное отношение ребенка к предмету, и, возможно, индивидуальную манеру ведения урока у любимого преподавателя. Выставка эскизов украсит кабинет. При желании автор сможет распечатать свой эскиз и превратить его в настоящую обложку, которая будет радовать ребенка целый год.

Любопытные факты. Как найти информацию. На уроке предложите ученикам найти три интересных факта по теме, дав очень небольшое время на выполнение задания и предоставив по возможности разные источники информации. Затем обменяйтесь находками, отдельное внимание уделив выяснению вопроса: как человек нашел такую удивительную информацию? Как он работал с книгой? Какие слова набирал, если искал в интернете? В качестве домашнего задания можно попросить составить целое досье, собрав и систематизировав найденные факты.

Кого больше вокруг нас, или Учимся наблюдать и делать выводы. Предложите ученикам составить разного рода диаграммы, схемы, чтобы выяснить процентное соотношение, например, разных видов растений, окружающих вашу школу. Или птиц, летающих вокруг нее. Почему одних больше, а других меньше? Интересно, а возле соседней школы картинка та же? Повод напроситься в гости. Тут и математика, и экология, и ботаника.

Неиспорченный телефон. Как справиться с новой темой. Группа из четырех человек. Педагог раздает ученикам карточки с буквами А, Б, В, Г. На каждой – небольшой текст (отрывок статьи, параграфа) и упражнение (задача). Ребенок читает доставшуюся ему карточку, выполняет задание. Затем тот, кому досталась карточка А, рассказывает соседу с карточкой Б свой текст, объясняет, как он выполнял свое упражнение. Тот, кому досталась карточка В, ведет диалог с владельцем карточки Г. Пары меняются ролями. Теперь в роли слушателей ученики с карточками А и В. Последний этап – перекрестный. Ученик с карточкой А рассказывает владельцам карточек В и Г, что он узнал от своего соседа о содержании карточки Б. Ученик с карточкой Б рассказывает про карточку А и т.д. Таким образом, содержание как отдельной карточки, так и целого параграфа многократно повторено и усвоено всей группой. Каждого ребенка постоянно слушал кто-то, для кого его слова были интересной новостью, и периодически его контролировал владелец источника информации. То есть возможные ошибки, неточности быстро замечались и исправлялись.

Считаем пульс – изучаем свой организм и математику. Ученики считают свой пульс в самых разных ситуациях: в состоянии покоя и на бегу, в начале и в конце урока, во время разговора и за обедом, на прогулке и поднимаясь по лестнице… Полученные результаты можно обработать множеством способов. Все зависит от того, что преподает и какую цель ставит перед собой учитель. Скажем, по изменениям частоты пульса легко сделать вывод о физическом состоянии ученика: ребенок может сравнить себя со средними возрастными показателями, с реальными одноклассниками. Наметить график будущих тренировок.

Можно выявить наиболее напряженную для организма деятельность, установить связь между эмоциональным состоянием и реакцией организма.

Можно построить диаграммы, в том числе на компьютере, проанализировать их математические параметры, вывести формулы.

Сколько стоит бутерброд? Развиваем экономические и кулинарные способности. Почему бутерброд или салат в школьной столовой стоит столько, сколько стоит? Какова их реальная цена? Какова доля прибыли буфетчика при существующей цене? Можно ли уменьшить цену, не теряя прибыли? Ученикам придется складывать и делить, вникать в тонкости рецептуры, исследовать местный продуктовый рынок на предмет поиска дешевых и качественных товаров. Можно составить меню на ближайшую неделю с учетом норм здорового питания, рассчитать средства, необходимые для закупки продуктов. В случае успеха самая практичная разработка воплотится в жизнь и станет основой настоящего меню вашей школьной столовой.

На уроках иностранного языка сочиним меню, скажем, французского обеда. Вероятно, достаточно будет просто найти рецепты, составить привлекательные описания блюд, подобрать картинки, разыграть на уроке сценку «В ресторане на Елисейских полях», где вежливый официант подробно объяснит привередливому клиенту, как приготовлено жаркое или пирожное. Самые активные ребята и в самом деле приготовят что-то экзотическое.

Кстати, у героев книг тоже есть любимые лакомства.

Играем в карты, или Увлекательная систематизация. Предложите ребятам составить колоду карт (хотя бы 36 штук) по определенной тематике: столицы мира, местная фауна или флора… Придется соотнести предметную классификацию с четырьмя мастями, с иерархией значений карт. Придумать как рубашку, так и лицевую сторону карты. Разместить изображение и небольшой информативный текст. Делается это на компьютере или вручную. Готовый комплект стоит выполнить на плотной бумаге. Такой колодой можно и поиграть – на перемене.

Снимается кино: как увлечь класс экспериментальной работой. Эксперименты проводятся на многих предметах. Но не всегда их можно осуществить в классе. Иногда результата приходится ждать несколько дней, иногда условия в кабинете неподходящие. Ну и что? Все равно не поверим учебнику. Проверим на собственном опыте, опираясь на технические новинки. Например, мобильный телефон, способный вести видеозапись. Конечно, видеокамера лучше.

Самостоятельно (отдельные энтузиасты, группа добровольцев) поставим невозможный эксперимент (дома, на выезде) и снимем его ключевые эпизоды, которые и продемонстрируем всему классу.

Так можно показать, как вырабатывается рефлекс у домашней собаки, как улитка реагирует на звуки, как растут кристаллы и цветы, как действуют физические законы на дорогах, в море, в горах…

Кстати, литераторы также могут использовать этот прием, предложив ученикам снять на камеру инсценировку небольшого эпизода изучаемого произведения, артистическое чтение стихотворения в каких-нибудь подходящих декорациях (в соседнем парке, в старинном семейном кресле, на берегу реки, на фоне неба), в костюме, который не всегда удобно нести в школу. Возможно, какому-то ребенку, стесняющемуся читать при всех, легче будет играть перед камерой.

Газета – универсальный образовательный инструмент. Газету традиционно делают к праздникам, на предметной неделе. Но она может стать занятием на один урок, если, конечно, не стараться довести дело до конца. К примеру, сделать не всю газету, а только первый лист ее с заголовками сенсационных статей, самыми горячими новостями, важнейшими интервью, лучшими фотографиями и карикатурами. Вот газета, выходившая в викторианской Англии, в стране лилипутов из книги Свифта, в маленьком городе, говорящем на языке, который вы стараетесь выучить, экстренный выпуск, появившийся в тот день, когда мир узнал о великом открытии, о спортивной победе.

Если все же захочется выпустить газету целиком, стоит договориться о том, чему будет посвящена каждая страница. Это поможет классу разбиться на группы, поработать с разными источниками информации. К примеру, на второй странице – экономические новости, на третьей – научные, на четвертой – светская, культурная хроника. Вкладка – спорт.

Поиски лейтмотива, или Мастерство интерпретации. Отдельный ребенок или группа учеников исследуют значение какого-либо образа в произведениях литературы, изобразительного искусства. Корабль, сад, море. Где их можно встретить (автор, название, эпоха)? Каким смыслом наполняется этот образ каждый раз? Есть ли то общее, что объединяет все образы, встреченные по ходу работы в разных произведениях?

Результат можно представить в виде таблицы – с иллюстрациями, театрализованным чтением отрывков.

Виртуальная экскурсия (коллекция) – вариант зачетной работы по теме. В программе PowerPoint составьте свой вариант экскурсии по местному зоопарку (музею, дендрарию), по родному (или чужому) городу, по местам, связанным с биографией любимого поэта. Придется выбрать объекты, достойные внимания, собрать самую необходимую информацию о них, определиться со структурой, найти изображения, составить текст. Здесь найдется дело для каждого участника группы. А конечный продукт станет учебным пособием для других классов. Особенно в дождливые осенние дни.

Праздники и традиции – отличный способ познакомиться. Наша жизнь состоит не только из трудовых будней. В ней случаются и праздники. У каждого народа свои, у представителей разных профессий, разных культур и религий. Пусть ребята соберут информацию о важнейших торжественных событиях, связанных с наукой, которую вы преподаете (выставки, конкурсы, юбилеи великих творцов и открытий), с любимым искусством (фестивали, традиционные встречи). Познакомившись с праздниками страны, язык которой они изучают, дети не только расширят свой словарный запас, но и почувствуют особенности национального характера. Полученную информацию легко представить классу в виде стенда, газеты, компьютерной презентации. Разыграть, как диалог туриста с экскурсоводом или с местным жителем, спор белого человека с австралийским аборигеном, современного подростка с учеником средневековой школы. В конце концов, реконструировать ход незнакомого ранее торжества и повеселиться от души.

Куда поехать в каникулы? Межпредметное взаимодействие на благо класса. Наверняка по этому поводу в классе возникнут споры. Кто-то хочет к морю, кто-то – в горы. Организуйте на уроке (или на разных уроках, если договоритесь с коллегами) мини-исследование относительно достоинств и недостатков предложенных маршрутов. Каждая группа собирает информацию по своему маршруту, выясняя его географические, культурные особенности, экономические перспективы (сколько стоит проезд, питание, проживание). Лучший, самый убедительный проект осуществится в ближайшее время. Остальные наверняка будут реализованы на следующий год. Или параллельным классом.

Рейтинг@Mail.ru