Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ


Сиденко Алла

Памятка по разработке объяснительной записки к авторской программе

Во время защиты авторского права оценивается не сама разработка, а документы, которые ее описывают. Одним из основных документов является объяснительная записка (рекламно-техническое описание, паспорт проекта), которая должна быть составлена по определенной форме.

Как показывает практика, учителя нередко испытывают затруднения при написании подобных документов. Поэтому была подготовлена памятка, включающая основные пункты объяснительной записки (на примере защиты авторской программы).

Памятка составлена в виде ответов на вопросы, которые помогут будущему автору правильно составить объяснительную записку.

Вопросы дают автору некоторые приблизительные ориентиры для обоснования авторской программы. Авторская программа является сугубо индивидуальной, поэтому автор сам выбирает вопросы из предложенных или формулирует свои и отвечает на них, раскрывая пункты объяснительной записки.

Заметим, что автору не обязательно отвечать на все поставленные ниже вопросы. При проработке каждого пункта объяснительной записки настоящей памятки в рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору раскрыть и обосновать особенность собственной авторской программы. Учебная программа – инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения. Она может быть различной по объему, содержанию вариативной части базисного учебного плана, содержанию дополнительного образования, полноте представленности педагогической технологии.

Итак, новая учебная программа создается, когда старая почему-либо перестает удовлетворять педагога, когда появляются новые цели, содержание, методики преподавания, которые необходимо зафиксировать в тексте нормативного документа.

I. Противоречие, проблема, затруднение

(Что не устраивает?)

1.1. Какова причина появления данной программы? Возникло ли противоречие между целями обучения и действующими программами; между новым содержанием образования и действующими методиками; между целями обучения и действующими методиками и др.?

1.2. Какие конкретные затруднения в профессиональной деятельности беспокоят вас в наибольшей степени и ведут к разработке авторской программы? Разрешение каких из них требует главным образом интеллектуального обеспечения (в меньшей мере – материально-технического, финансового и т.п.)? Возможно ли обобщить все эти затруднения в одно? Или в два-три? И затем – одно?

1.3. ПОЧЕМУ появилась необходимость в разработке данной программы и ЧЕМ конкретно не устраивает имеющаяся программа по предмету?

II. Идея, подход, авторская точка зрения

(Что предлагаете?)

2.1. Какая идея положена в основу программы?

2.2. В чем состоит авторская точка зрения?

2.3. В чем заключается подход автора? В чем состоит замысел автора? ЧТО конкретно вы хотите изменить или внести и КАК?

2.4. Как соотносится идея данной авторской программы со стратегическими идеями, положениями, принципами, заложенными в концепции или программе развития школы? Какие идеи, положения, принципы как ведущие из концепции или программы развития школы конкретизируются в данной программе?

2.5. Какова цель программы? Какой прогнозируемый результат даст реализация данной авторской программы? На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована данная программа? Какие типы деятельностей осваиваются учениками в данном предмете: а) поисковый (исследовательский), б) коммуникативный (дискуссионный), в) рефлексивный, г) репродуктивный, д) творческий, е) ...

Как конкретно обеспечивает программа их освоение? И в чем конкретно они проявляются?

2.6. Предусматриваются ли разные уровни развития способностей учащихся по мере освоения ими программы? Какие? Каковы могут быть уровни развития умений, навыков, способностей учащихся к концу 1-го года обучения?

2.7. Какие конкретные задачи на данном этапе развития школы решает ваш курс? Какие подпроблемы позволяет преодолеть данная программа? Какие выделяются этапы в обучении? Какова характерная черта каждого этапа? Какого типа задания выполняют ученики на каждом этапе?

2.8. Как учитываются индивидуальные особенности учащихся, их интересы, потребности и возможности?

2.9. В чем состоят принципы отбора содержания и его структурирования? Какова логика развития содержания данного курса? Чем аргументируется данная (предложенная автором) логика курса? Как она обосновывается? В чем состоит специфика содержания курса? Каково основное содержание курса?

2.10. Как будет осуществляться учебная деятельность ученика? В какой последовательности будет осуществляться деятельность ученика по достижении результата? Как и за счет чего повышается мотивация образовательной деятельности школьников на уроке?

2.11. Каковы особенности организации учебно-воспитательного процесса? Какие нетрадиционные приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса вы используете и как? Какие педагогические приемы, методы, средства и в какой последовательности применяются педагогом для реализации достижения промежуточных целей программы (задач курса, уровней развития знаний, умений, навыков, способностей учащихся и т.д.)? Почему именно такие?

2.12. Каким образом организует педагог процесс объяснения нового материала? Использует ли педагог при этом групповые формы организации учебного процесса, дискуссии, задания исследовательского характера и другие особенности? Для чего использует и в какой функции?

2.13. Организует ли педагог на уроке взаимодействие учеников, их общение и как именно это происходит? Задают ли ученики друг другу, учителю вопросы на уроке и происходит ли это систематически? Как организуется подобная деятельность?

2.14. По каким параметрам, критериям будет оцениваться развитие учащихся, формирование у них определенных умений, способностей, овладение типами деятельностей, заданными в данной программе? Какова ваша система оценок, форм, порядка и периодичности контролирования и проведения промежуточной аттестации учащихся?

III. Новизна авторской позиции

(В чем состоит новизна, особенность, оригинальность?)

1. Что новое привносит автор по сравнению с традиционными и другими авторскими программами:

– новые цели образования;

– новое содержание образования при сохранении традиционных целей;

– новый способ построения содержания образования при сохранении традиционных целей;

– новые методики (технологии), методы, средства обучения, приемы преподавания, критерии оценивания, способы контроля и т.п. при сохранении традиционных целей;

– новые формы организации учебно-воспитательного процесса;

– новые формы работы с педагогическим коллективом;

– новую систему управления школой.

2. Чем обосновывается новизна авторской программы? В чем ее оригинальность, особенность?

Рейтинг@Mail.ru