Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ


Витковский Анатолий

Авторские права учителя

Что они дают педагогу и как их зарегистрировать

Одним из важных эффектов прихода информационных технологий в школу стал рост творческой активности учителей. Появляются разнообразные новации, созданные педагогами с помощью ИТ: электронные учебники, энциклопедии, программы информатизации школ, элективные курсы, слайд-фильмы, всевозможные презентации, сайты, web-страницы, статьи, фрагменты монографий, книг…

Но сегодня еще мало кто знает, что на каждый такой продукт, если он содержит в себе нечто принципиально новое, его создатель может получить авторское свидетельство. Между тем такая возможность существует. Регистрацией авторских прав на разработки, связанные с информационными технологиями, занимается Отраслевой фонд алгоритмов и программ (ОФАП). Это подразделение Федерального государственного научного учреждения «Государственный координационный центр информационных технологий», учрежденного Федеральным агентством по образованию. Сегодня мы беседуем с руководителем ОФАП Александрой ГАЛКИНОЙ.

– В последнее время учителя все чаще закрепляют авторские права на методические и дидактические разработки. Педагоги только одной гимназии № 2 «Квантор» города Коломны зарегистрировали около 40 различных разработок, а педагоги московской гимназии № 1526 – 124 (!).

Для чего это нужно учителям?

Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, учителя заинтересованы в документах, которые могли бы подтвердить их профессиональную квалификацию при аттестации на более высокий разряд. ОФАП выдает такой документ: свидетельство об отраслевой регистрации разработки («регистрация» – процедура учета и установления прав владения и собственности). А после того, как мы зарегистрировали какую-либо работу на отраслевом уровне, мы передаем эти документы во Всероссийский научно-технический информационный центр, где регистрация осуществляется на правах научной публикации. Эта регистрация признается ВАК и различными инстанциями, которые занимаются аттестацией педагогов, а также лицензированием, аттестацией и аккредитацией учебных заведений.

Зарегистрированные авторские разработки педагогов – это дополнительные «белые шары» в адрес школы, где они работают. Мы убеждались в этом, когда школа представляла зарегистрированные работы во время аттестации, и эти работы очень высоко оценивались аттестационной комиссией.

Во-вторых, наличие у соискателя научных публикаций, авторских свидетельств, патентов – одно из основных требований при защите кандидатской либо докторской диссертации.

– Но проблема защиты диссертации актуальна лишь для очень малой части школьных учителей.

– Все меняется. Сегодня, к примеру, в гимназии № 1526 работают четыре кандидата и два доктора педагогических наук. Директор говорит, что проектная деятельность педагогов привела к появлению большого количества интересных работ, которые, будучи зарегистрированными, позволяют учителям поступить в аспирантуру.

Кроме того, сейчас в России выстраивается двухуровневая система высшего образования. И даже если учитель не будет заниматься наукой, но, окончив бакалавриат, решит пойти в магистратуру, он должен будет представить результаты своих научно-исследовательских работ. И эти результаты должны быть документально зафиксированы.

Что еще дает учителю защита авторского права? Закрепив авторское право на свою разработку, учитель получает возможность продать ее на законных основаниях. Более того, в этом случае вероятность продажи значительно возрастает, поскольку мы публикуем данные о регистрируемых разработках в наших изданиях с указанием реквизитов (телефона, адреса электронной почты, интернет-адреса) автора. В частности, в журнале «Компьютерные учебные программы и инновации». Для некоторых учителей это является полной неожиданностью. Помню случай, когда учительница, которая зарегистрировала у нас девять работ, обратилась ко мне за помощью чуть ли не в панике: «Александра Ивановна, мне позвонили и сказали, что хотят купить мои работы! Как это можно сделать?»

И еще. Для многих факт документального подтверждения собственной профессиональной компетентности важен сам по себе как момент профессионального самоутверждения.

– Какие документы нужно подготовить для регистрации авторского права?

– Процедура регистрации подробно описана на нашем сайте www.ofap.ru/. Надо оформить три документа: сопроводительное письмо, информационную карту и рекламно-техническое описание авторской разработки. На сайте содержится детальная инструкция по оформлению и образцы оформленных документов. Документы оформляются с помощью специальной программы (которую тоже можно скачать на нашем сайте) и высылаются в ОФАП по электронной почте. Затем они проверяются на соответствие формальным признакам и качеству. При оценке качества учитываются такие критерии, как понятность содержания текста, его завершенность, осмысленность, согласованность отдельных частей и некоторые другие характеристики. После чего на основании качественных документов производится оценка приоритетности, научности и новизны разработки.

– В чем суть критериев новизны, приоритетности и научности?

– Разработка считается оригинальной, если она отличается от подобных более чем на 30%. При этом принимаются в расчет самые разные отличия: по содержанию, по форме, по использованным средствам… Здесь уместно привести аналогию с авторским правом в литературе. Возьмем, к примеру, одно и то же произведение, но написанное на разных языках. Скажем, сонеты Шекспира на языке носителя и те же сонеты в переводе Маршака. Это два разных литературных произведения и два разных авторских права. С учебными материалами дело обстоит аналогичным образом. Вы можете выпустить учебник большим тиражом, а затем сделать на его основе электронное издание со звуковым и видеорядом и защитить авторские права на оба произведения.

Приоритетность означает, что авторский продукт должен быть создан раньше, чем аналогичные разработки, которые зафиксированы в базе данных ОФАП и федеральных базах данных.

А научность – это вопрос соответствия научной методологии.

– С какими проблемами чаще всего сталкиваются учителя, защищая авторское право?

– Иногда учитель затрудняется определить, в чем научная ценность и новизна его работы. Вот пример из нашей практики. Учителя отреставрировали старые диафильмы, переложили их на новые мультимедийные технологии и создали великолепные видеопрезентации к школьному курсу химии. Сами педагоги значение этой работы видели в возрождении замечательного дидактического материала: эти диафильмы когда-то создавались целыми студиями с привлечением ведущих методистов и ученых. Безусловно, то, что этот материал не оказался потерянным, очень важно, но разве только в этом ценность их труда? Эти учителя проделали колоссальную работу! Они просмотрели огромный материал, проанализировали, выбрали из него самое интересное, систематизировали и выложили в последовательный видеоряд из 134 слайдов. Таким образом, было создано новое мультимедийное средство в поддержку школьного курса химии. Конечно же, мы помогли этим педагогам все правильно оформить.

Вообще мы никого не отталкиваем, с каждым стараемся работать индивидуально и на этапе оформления документов и на этапе регистрации. Если есть какие-то недочеты или ошибки, предлагаем доработать документацию вместе. Как правило, если учителям немного подсказать, расставить акценты, они очень быстро схватывают суть.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что в области авторского права мы еще только в самом начале пути. Работы, которые лежат в письменном столе учителей, – это колоссальный, неоценимый педагогический опыт, который пока еще остается непроанализированным и необнародованным.

Мы предлагаем всем творческим учителям в качестве «первого пробного шара» попытаться оформить документы на авторскую разработку и прислать их в Отраслевой фонд алгоритмов и программ.

Рейтинг@Mail.ru