Вторая тетрадь
Школьное дело
ОРИЕНТИРЫ
Как вырастить инициативных сотрудников
Несколько рекомендаций для руководителя школы
Исходные данные
Недоверие к подчиненным характеризует стиль работы многих управленцев. Вал работы все нарастает, а обратиться к коллегам за поддержкой по-прежнему мешает самолюбие. Вот и сидит директор в кабинете от рассвета до заката, трудится в одиночку, потом неизбежно срывается на подчиненных. Эта ошибка характерна для тех руководителей, которые еще недавно сами работали как специалисты. Они психологически не готовы к тому, чтобы меньше выполнять задач самим, а больше поручать сотрудникам.
Распределяя обязанности, руководитель уже показывает людям, что знает, на что они способны, что уверен в них. Более того, распределение обязанностей — это очень хороший способ поощрить подчиненных и стимулировать их лучшую работу, повышение квалификации. Каждый стремится к разнообразию в работе, и стоит человеку предложить сделать что-то выходящее за рамки обычных обязанностей, он оживляется.
Перечислим цели распределения полномочий: снижение своей собственной рабочей нагрузки, перераспределение функций, обучение сотрудников, поощрение способных.
Партнерские отношения
О них стало модно говорить к месту и не к месту. Между тем понятие «партнер» занимает вполне определенное место в классификации персонала: новичок, исполнитель, специалист и партнер. С новичком надо долго и подробно обсуждать все шаги предстоящей работы, исполнитель нуждается в менее подробных инструкциях, специалисту всего важнее мотивация – не вообще, а применительно к конкретной задаче, и только партнеру можно сразу делегировать все полномочия. Хороший руководитель тот, кто умеет выращивать себе партнеров. Но все равно их не может быть много.
Можно/нельзя
Нельзя бояться конкуренции со стороны лучших из подчиненных. От того, что в вашей команде работает высококвалифицированный сотрудник, дело только выиграет. Оставьте подчиненному простор для маневра, чтобы он мог в полной мере творчески реализовать себя, однако с должной периодичностью интересуйтесь, как у него идут дела.
Давайте задание в режиме диалога: чаще всего задание выполняется неправильно только из-за того, что его неправильно объяснили. Каждый из нас понимает слова по-своему.
Случаи, когда делить ответственность нельзя, четко зафиксированы во всех учебниках по управлению персоналом. Обратите на этот список особое внимание: планирование работы учреждения в целом. Подбор сотрудников в свое учреждение, включая собеседование при приеме на работу. Контроль за работой коллектива и каждого сотрудника. Материальное стимулирование членов коллектива. Оценка труда. Итоговый отчет.
Можно и нужно делегировать рутинную работу, специализированную деятельность, которую сотрудники могут выполнить лучше, чем вы, решение множества частных вопросов.
…Об этом и многом другом хорошо написано в книгах Роберта Кийосаки «Квадрант денежного потока», Брайана Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку». Когда начинать? Лучше прямо сейчас.