Вторая тетрадь
Школьное дело
ОРИЕНТИРЫ
Чтобы управляющий совет был действенным
Директор должен быть готов поделиться полномочиями, а общественность – эти полномочия принять
О государственно-общественном характере управления образованием написано в Законе «Об образовании»,
ст. 2. Но как провести в жизнь требуемые изменения?
Логика чиновников такова: главное – создать структуру.
Вольно или невольно она будет заполняться содержанием.
А для ускорения процесса следует провести тотальное обучение руководителей ОУ на курсах менеджмента.
Логика практиков: пока нет в наличии необходимых ресурсов – человеческих, нормативно-правовых, финансовых, –
никакое дело не следует начинать.
Несовпадение этих логик отражается на работе школы болезненно: надо – а как, из чего? В такой ситуации полезно познакомиться с опытом работы тех образовательных учреждений, в которых управляющий совет (УС) реально функционирует не первый год.
Мы предлагаем нашим читателям интервью
с Юрием Львовичем ПОЛЕВЫМ, председателем управляющего совета школы № 87 города Воронежа.
– Расскажите, пожалуйста, как вы стали председателем школьного УС? С самого начала…
– У нас в области создан Фонд развития общественного участия в образовании. И важное место в деятельности фонда занимает разработка рекомендаций по подготовке общественности к участию в образовании. Но сколько ни призывай к созданию общественных советов, дело не сдвинется, пока люди не будут к этому внутренне расположены. Конечно, структура многое упорядочивает: консультационный совет региона, муниципалитета, округа, образовательного учреждения – и на каждом уровне свое Положение, свой алгоритм действий. С 2005 года в области проводятся семинары для руководителей-общественников разного уровня. Но продвижение очень медленное. Администрация никак не хочет делиться полномочиями с общественностью, да и общественность не особо стремится взять на себя какие-либо полномочия. Говорю это со всей ответственностью: мной проведено немало исследований по теме. Тогда я сам решил пойти в школу. Но в какую? В ту, где директором работает человек, который хочет раскрутить свою школу. Два года назад я нашел такого директора.
– И как идут дела?
– Уже два года работает УС. В него входят старшеклассники, по одному от 8, 9, 10, 11-х классов; представитель учредителя, родители – от каждой возрастной ступени по представителю, учителя и мы, восемь кооптированных членов, представителей фирм и учебных заведений, которые помогают школе создавать профильные классы.
– Вот с этого места поподробнее, пожалуйста: УС занимается организацией профилей?
– Да. С самого начала упор мы сделали на качественную профильную подготовку школьников – тут школа одна не справится. Этот вопрос в течение двух лет был главным. Директор школы Валерий Александрович Зарьянов сумел привлечь в управляющий совет людей, заинтересованных в организации профилей, они введены в УС как кооптированные члены. Все они – представители учебных заведений города, их стремление набрать целеустремленных студентов понятно. Один член УС – проректор экономико-правового института – обеспечил и курирует профиль «экономика и бухучет»; другой – представитель колледжа железнодорожного транспорта, третий – генеральный директор фирмы «Спорт-ленд» и так далее, каждый со своими возможностями и предложениями. Вот и возникают разные профили: микроэлектроника, таможенное дело, реклама, пожарные инспектора. Детям нравится: практика в МЧС, форма… В спортивно-оборонном профиле не просто 6 часов физкультуры, но настоящий футбол для юношей и девушек (с 4 класса играют все), большой теннис, греко-римская борьба. У нас теперь есть профессиональное футбольное поле, зал для большого тенниса – все это далось нам с боем.
Но теперь в наших детях заинтересованы все вузы и колледжи города.
– Надо же, как складно!
– Складно выходит, когда выбираешь из многих проб. Были у нас и неудачные. Например, актерское мастерство вводили на базе драмтеатра. Нам казалось, здорово, а дети не пошли. Значит, не получилось.
– О чем вы говорите на заседаниях управляющего совета?
– О школе, конечно. У каждой школы должно быть свое лицо. Особенность нашей школы – работа над проектом «Здоровая школа». Это не какие-то частные мероприятия, это общая идея, которую разделяют все: ученики, учителя, родители. Идея, которая пронизывает все сферы деятельности школы. Например, повсюду идут разговоры о качестве образования, о том, как его измерить. Мы единогласно ориентируемся не на поступаемость в вузы, а на интерес ребят к школе. Вот наш показатель: 120 детей пришли к нам в 9 класс из других школ.
– Необычный показатель, а что, процентом поступаемости вы совсем не интересуетесь?
– В компетенцию УС входит адекватная оценка работы школы. Это особенно важно сейчас, в период обострения конкуренции в образовании. Люди привыкают к самовосхвалению, их даже к этому поощряют. А то, что за высокой поступаемостью в вуз прячется авторитарный стиль руководства и «жесткое» преподавание, никому, кроме детей, не важно. Поступаемость не цель, а следствие интереса ребят к учебе, школьным занятиям.
– И все-таки трудно представить, что управляющий совет из 25 человек так хорошо осведомлен в реальных потребностях школы…
– Здесь две тонкости. Во-первых, мы с директором очень внимательно подбирали каждую из восьми кандидатур кооптированных членов УС. Я не зря детально изучал разный опыт работы школьных общественных советов. Понял, что нам упор надо делать на вузы и крупные фирмы. Кто еще, как не ученый-интеллигент, может стать «критичным другом» директора? И кто еще, кроме опытного бизнесмена, оценит финансовые риски задуманных предприятий, вложится в эти предприятия?
Во-вторых, наиболее легкая, мобильная часть нашего УС – старшеклассники. Они могут ясно сформулировать общее мнение школьников, всегда открыты к обсуждениям.
– А что же педагоги и родители, члены управляющего совета?
– С ними сложнее. У нас в документах записано, что вопросы для обсуждения может выносить любой член совета, не только директор школы. Что среди членов УС нет иерархии, что все мы стоим на одной параллели. Но хоть бы раз учитель или родитель возразил директору! Они совершенно не готовы к демократическому решению вопросов. А где найти для совета людей, которые встали бы рядом с директором, а не ходили бы под ним, – большая проблема.
Все-таки, по-моему, общественное участие в жизни школы должно начинаться с просвещения. Нужны элементарные пособия для учеников, учителей, родителей, которые идут в управляющий совет. Там и Закон о школьном управляющем совете, и информация по защите прав ребенка, и перечень действующих программ для разных категорий детей – те материалы, в информировании о которых администрация сознательно не заинтересована.
– А как насчет участия управляющего совета в распределении стимулирующей части оплаты труда педагогов?
– Процедуры определяются отдельным регламентом, порядок взаимодействия руководителей образовательных учреждений, общественных органов самоуправления, профсоюзов прописан очень подробно. Но у нас пока нет такого опыта, не о чем и рассказывать. Понятно, что объективность решений по зарплате учителей без совета не обеспечить. Нам предстоит выработать свои критерии оценки работы учителя, отличные от директорских.
– Значит, тема первого заседания в новом году определена. А как у вас с явкой на заседания? Говорят, общественный совет не будет работать эффективно, если его не стимулировать материально…
– Ну, это когда людям неинтересно. А я просто приглашаю всех на чай…