Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
КНИГА ИМЕН
Человек в пустыне
О режиссере, в фильмах которого мы живем, сами того не замечая
Микеланджело Антониони
(29. 09. 1912 – 31. 07. 2007)
«…Но мы знаем, что за каждым воплощенным образом скрывается еще один образ, более близкий к действительности, а за тем образом скрывается другой образ, и так далее, и так далее, вплоть до истинного образа абсолютной таинственной действительности, которую никто из нас так и не увидит…» Этими словами завершается один из поздних фильмов Микеланджело Антониони «За облаками» – фильм загадочный и странный, переданный с того берега молчания. Или, может быть, уже не просто молчания. После тяжелой болезни, лишенный возможности полноценно двигаться и говорить, в течение двадцати лет режиссер общался с миром через посредников – жену, друзей, коллег. Его последние работы все больше напоминали послания.
Он был бунтарем и реформатором. Мастером грамматических ошибок, возводимых в ранг нового языка. «В кино есть своя грамматика, – сказал он когда-то еще в 1970-х, – и каждый, кто хочет хоть чего-нибудь добиться в искусстве, должен нарушать ее правила». Сегодня его грамматические ошибки давным-давно превратились в правила и вошли во все учебники по истории и теории кино. И выросло уже не одно поколение нарушителей и разрушителей этих правил, забывающих, правда, о том, что их бунт умещается в рамки принципа, обозначенного им однажды. Во всяком случае, даже дилетант, мало-мальски интересующийся кино, вспомнит, что главное достижение Антониони – общие планы, большей частью безлюдные, переполненные обманчиво самостоятельным смыслом. Обманчиво, конечно же, потому, что за ними – все та же непреклонная режиссерская воля.
Его постоянным образом была пустыня. Начиная с сорокалетней давности «Красной пустыни» и дальше – к «Забриски Пойнт» и «Профессия – репортер». Впрочем, улицы перенаселенных городов выглядят у Антониони еще более отчужденно. На фоне пустыни реальной – не важно где, в Африке или Америке – человек заметнее со своим одиночеством…
Недавно один из проницательных недоброжелателей заметил, что Америка в «Забриски Пойнт» выглядит бутафорской, потому что Антониони снимал не Америку, а антиамериканский миф об Америке. Пожалуй, нельзя объяснить лучше, почему старые фильмы Антониони заставляют сегодняшнего отечественного зрителя вздрогнуть от узнавания…
Гигантский рекламный щит с изображением счастливого улыбающегося семейства: папа, мама, бабушка, где-то внизу, кажется, есть еще не менее счастливые детки, но в кадр не влезли. До боли знакомое «7Up» во весь экран. Громадный сапог пластикового ковбоя, рекламирующего фаст фуд, и – совсем крохотная, еще более потерянная на этом фоне человеческая фигурка рядом. И – зазывная скороговорка теледиктора: «Пролетите над пустыней, чтобы выбрать себе дом!..» А жизнь – где полиция разгоняет недовольных и не хватает денег на бутерброд – вечно вылезает откуда-то сбоку, из угла, случайно не занятого муляжами, с изнанки рекламного щита.
Дело тут не в антиамериканском, антибуржуазном или анти- еще каком пафосе. Просто на сегодняшний день мы живем в реальности «Забриски Пойнт». Не важно, подозреваем мы об этом или нет. Глаз современного россиянина, в провинции ли, в столице, фиксирует все то же, что и камера в фильмах Антониони: действительность, отгороженную бутафорской стеной как бы благополучия и как бы нормальной жизни. Одиночество ощутимее не на безлюдном просторе, а где-нибудь поблизости от громадной уличной рекламы то ли мобильной связи, то ли банка. И там все то же самое: улыбающаяся благополучная семья. И обязательно у подножия щита сбоку притулилась одноэтажная развалюха…
Конечно, в этом не весь Антониони. На то он и гениальный художник, чтобы быть бесконечно сложнее и многомернее любой схемы. Хотя сам он никогда не боялся самого уязвимого в искусстве – злободневности. Может быть, потому и не боялся, что обладал знанием о действительности, которую мы все равно никогда не увидим, и не боялся бесконечных и разнообразных попыток приближения к ней.
Но правда еще и в том, что бывает вечная «злоба дня». Вроде того вопроса, который задает герою «Забриски Пойнт» полицейский в участке: «Ты что, может быть, думал и правила не для тебя написаны? Ты что, какой-то особенный?» Собственно, фильмы Антониони об одиночестве «каких-то особенных» и тех, кто «по-настоящему никогда не был в группе» (это уже слова о том же герое одного из «революционных» студентов). О том, что этим «особенным» делать. Все равно, кто они – модный фотограф, журналист, нищий студент или дочка миллионера, путешественник в чужом городе. Принять тяжесть морального выбора или сломаться под его грузом. Предать, испугаться или полюбить без надежды на взаимность. Угнать маленький частный самолетик, чтобы просто пролететь над пустыней…