Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
КНИГА ИМЕН
«Зрителям остается непостижимое»
Памяти Бергмана и Антониони
В конце июля один
за другим из нашего мира
ушли еще два человека,
во многом определявшие смысл
того, что принято называть эпохой:
30 июля в возрасте 89 лет
умер Ингмар Бергман, сутки
спустя – 94-летний Микеланджело Антониони. Кажется, обо всем
уже многократно написано, перечислены био-, библио-
и фильмографии, сказаны
все необходимые слова о конце
не календарного ХХ века.
И все же в этом трагическом
и возвышенном сюжете
что-то продолжает тревожить…
Как художники они
во многом противостояли
друг другу. Но оба всегда
говорили об уязвимости
и силе человеческого «я».
Оба оказались долгожителями,
а значит – и свидетелями главных событий отпущенного им времени.
Оба прожили финал жизни
как отшельники.
Бергман – в своем уединении
на острове Готланд,
Антониони – в состоянии двадцатилетней немоты,
не творческой, но вполне
буквальной. Впрочем, любой
поворот в биографии таких
людей превращается
в символ, который не поддается расшифровке. «Зрителям остается непостижимое», – говорит один
из персонажей фильма
Бергмана «Фанни и Александр»...
Но остается и то, к чему
мы можем прикоснуться
без намерения постигнуть.
Та тайна и правда
целого, которая не равна
правде частей, а порой
и не предполагает ее. Ведь кино
и есть таинство созидания целого. Слово дробит, слово – частица;
кадр соединяет и творит мир
каким-то слитным, пластичным образом, без того, что можно
было бы назвать цементом.
Кадр всегда иносказание,
он предъявляет нам
мир – и высказывание о мире;
но высказывание на том языке,
на котором мир сам говорит
о себе без опосредования в слове.
И в этом смысле, наверное,
не случаен сюжет бергмановского «Молчания»: люди попадают
в город, где все разговаривают
на чужом языке. Речь уходит
на второй план, становится фоном,
и вещи и явления жизни обретают
тот объем, ту значительность, которая есть в них изначально – обретают в изумленных глазах мальчика, смотрящего в окно поезда
на горбатые туши танков
на платформах встречного эшелона.
И эти танки перестают быть
танками – грохот, гул, грозное провозвестие каких-то перемен, которые больше человека.
В «Забриски Пойнт» Антониони молчит пустыня; камера фиксирует напряженные каменные мускулы земли, трагическую красоту, созданную силами разрушения;
не предполагающую присутствия,
да и вообще существования человека.
И тем удивительнее, что мы
вообще есть; что есть экран,
который не разделяет,
а соединяет нас внутри самих себя.