Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ


Отработка: все «за» и «против»

Достаточно заглянуть на форумы Рунета, чтобы обнаружить: эмоции зашкаливают! И учителя, и родители, и дети, перебивая друг друга, спешат высказать наболевшее

– Я на отработку никогда не ходил и не собираюсь. Лето – для отдыха, а не для работы. С какой стати я должен тратить свое личное время на поливку школьных цветов?!

– А мы с подругой отрабатывали каждый год. Просто привыкли, что так надо.

– И так целый год корпишь за партой по шесть-семь уроков, так еще и на школьных грядках горбатиться?!

– Наш седьмой класс очень дружный, наверное, поэтому нам нравится ходить на отработку. Можно пообщаться не на уроках. Чаще всего цветы поливаем, мусор убираем. Учитель постоянно с нами, сильно не нагружает.

– Своему ребенку говорю: хочешь отрабатывать – пожалуйста, не хочешь – заставлять не буду. Но обычно проблем у нас не возникает, Игорь никогда не отлынивает.

– А я не пускаю своих детей на отработку. У нас в школе принято почему-то нагружать ребят по полной программе: то кирпичи какие-то таскать, то штукатурку отскабливать. А они ведь всего лишь семиклассники…

– Я в школе работаю недавно, но уже столкнулась с проблемой летней отработки. Дело в том, что многие ребята не хотят отрабатывать, а те, кто приходит, большую часть времени просто слоняются около школы. Я думаю, что принуждать детей нет смысла. Все равно пользы никакой – ни ребятам, ни школе.

– Преподаю в школе уже много лет. Масса неприятных моментов с этой отработкой как со стороны школы, так и со стороны детей и родителей. Получается, что одна сторона принуждает, а другая противится. Кому нужна такая практика? Разве пробудишь в ребенке чувство ответственности такими методами? Какой толк от воспитания из-под палки?

– Я строго слежу за тем, чтобы мои ученики не отлынивали от летней отработки. Что, собственно, в этом плохого? Отработка существовала и когда мы учились. Ничего страшного в том, чтобы потрудиться на школьном участке, нет. У нас такого понятия, как «обязаловка», не было, мы все добровольно участвовали в работах. Нынешнее поколение тоже должно приносить пользу школе.

– Школьные отработки незаконны. Только это доказать тяжело. Приходится выкручиваться, кто как может. У нас вместо отработки купишь всякую ерунду в помощь школе типа банки краски – и свободен!

– Мы работаем всего четыре дня по два часа. Я себе забила место в библиотеке, остальные с травой во дворе борются или какую-нибудь другую фигню делают. По-моему, это отличный повод встретиться с одноклассниками на каникулах.

– Конечно! Нет ничего сложного. Сидим где-нибудь в сторонке, делаем вид, что работаем.

– Я помню, нас тоже на субботниках траву заставляли скрести граблями. Кому граблей не хватало, руками рвали. Но у меня на такой случай каждый раз с собой была справка о болезни.

– В моей школе трудовая практика длится семь дней. Но школа языковая, и у кого по французскому хорошая оценка, берут на языковую практику. Посылают куда-нибудь, где по-русски никто не шпрехает. И полезно, и интересно!

– А нам надо целых десять дней отрабатывать. Те, кто летом не хочет, вкалывают в сентябре. Совсем не прийти нельзя. Говорят, что тогда до занятий не допустят.

– Хочется поправить: никого насильно не заставляют! Хотя некий элемент обязательности есть. Вы что, хотите, чтобы ребенок вырос лодырем?

– Разве две недели труда – это много? Да и парты таскать, как правило, просят мальчиков, а не девочек.

– Я не понимаю, почему во многих очевидных понятиях постоянно пытаются усмотреть «букву закона»? А закон совести разве уже отменили?

– Если честно, то это не та проблема, которую нужно обсуждать так серьезно. Лучше бы родители пришли в школу и сами предложили свою помощь. Показали бы хороший пример детям.

– Подростки ненавидят обязаловку. У них это сразу вызывает протест.

– Не вижу связи между отработкой в школе, подчас бессмысленной, и намеком на то, что ребенок станет лодырем. Наш будь здоров как помогает по дому.

– Получается: будет на отработку ходить – хорошим человеком станет. Ну и логика!

– Совесть, между прочим, не развивается во время обязательной отработки в школе. Она другими способами формируется.

– У меня, например, нет времени ходить в школу и убираться там. Но я готова платить деньги за уборку помещения. А свое свободное время лучше проведу с ребенком, книжки с ней почитаю, в театр схожу.

– Бесплатная уборка в школе – это примитивная эксплуатация и шантаж!

– А моя дочка-второклассница сама напросилась. Потребовала, чтобы мы купили ей веник и совок, и приняла самое активное участие в отработке. Мне было приятно узнать, какая у меня трудолюбивая и ответственная дочь.

– Все зависит от преподавателя. Весело проходит уборка или с протестом. У нас – весело, с музыкой.

– А у нас такого несчастья вообще не бывает.

– У нас на отработку все забивают. И преспокойненько в следующий класс переходят.

– Неправда. Отработки всюду есть. И не мне одному за это хочется школу взорвать!

Рейтинг@Mail.ru