Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Александрова Анна

«Надеяться надо было не на школу, а на себя»

Невеселые размышления недавней абитуриентки

Всегда считалось, что после завершения школы молодой человек готов к сознательному выбору профессии. Но вот парадокс: как только школа заявила о своем участии в профессиональном самоопределении ребят, принялась разрабатывать и внедрять программы профильной подготовки, сами школьники почувствовали себя дезориентированными. Вдруг собственный путь стал им безразличен.

Может быть, школы взяли на вооружение не те технологии? Или это вообще не дело взрослых – направлять ребенка в «нужное русло», которое на поверку оказывается безжизненной пустыней? Кто знает. Но в словах вчерашних выпускников – горечь…

Моя подруга, мы с ней учились в филологическом классе, часто повторяла: «Ненавижу все предметы, только математика – нормальный урок». Но не подумайте, что она готовилась на физмат. Ей хотелось изучать языки, а в нашем профильном классе английский шел девять раз в неделю. Она набрала на ЕГЭ 88 баллов и подала документы на факультет иностранных языков. Но там проводилось еще и собеседование, фактически – настоящий устный экзамен. И взяли только тех, кто два года ходил на платные курсы и занимался с репетиторами из университета.

Тогда она кинулась на факультет международных отношений, но там было так: на результаты ЕГЭ откровенно не смотрели, брали исключительно целевиков и льготников – людей со справками. Как оказалось, тех, у кого родители в администрации или на руководящих постах.

Короче говоря, она, такая умная, целеустремленная, победительница нескольких лингвистических олимпиад, так никуда и не поступила. Теперь очень переживает, говорит: «Я потеряла цель. Больше не хочу поступать на иняз, а куда идти – не знаю». Родители ее, конечно, пилят: «Позор! Тебя же никто не возьмет на работу без диплома, будешь год на шее у нас сидеть». Они готовы платить за ее учебу, лишь бы училась, но она отказывается: «Чем платить за иняз, отправьте меня лучше на год за границу». Но родителей волнует не ее знание языка, а совсем другое. Вообще мысль о том, что мы уже достаточно много учились и теперь хватит, можно не учиться, никому не приходит в голову. Из нашего класса в вузы поступили все!

Один человек с двойкой за ЕГЭ по математике уехал учиться в Швейцарию по какой-то творческой специальности. Трое парней, набравших на ЕГЭ по математике лишь 40 баллов, поступили на бакалавриат матфака университета – что такое это, кстати? Одна не особо сильная девушка, понимая, что на дневной юрфак ей не пройти, сразу подала на заочное отделение. Это самый неудачный пример, хоть она и обосновывает свое решение красиво: учиться надоело до омерзения, а куда от родителей деваться?

Поступить не проблема. У нас до сих пор открыты двери университетского физфака: там недобор, и туда зовут всех. Объявили, что на результаты ЕГЭ по физике смотреть не будут, потому что действительно ЕГЭ по физике неподъемный для школы, а будут смотреть только на русский и математику. И вот туда ушли все, кто не прошел, куда хотел: люди из филологического класса, из социально-экономического – те, кто сначала массово подался на экономику и право, историю и журналистику. Или на менеджмент, где конкурс 50 человек на место. Теперь все они будут изучать неконкурсную биофизику.

Непонятно, как они там станут учиться без знаний и без желания. «Где логика? – говорит моя подруга. – Никакой логики не вижу в решении лишь бы куда поступить». Я не спорю, но и не представляю, чем еще мы готовы заниматься, кроме как учебой, пусть даже через силу. Может, именно учиться, учиться и учиться через силу мы готовы лучше всего.

Я сама подавала документы на дизайн, на международные экономические отношения и на информатику – исходила из того, в чем я могу быть успешна. Выбирала область деятельности, а не профессию, потому что ни в какой конкретной профессии себя не представляю. Так вот, в приемной комиссии политеха мне сразу попался на глаза инженерно-педагогический факультет. Я разговорилась с девушкой, которая принимала документы, и она мне рассказала, как интересно учиться на специальности инженерно-компьютерная графика. Мне показалось, что тут-то все мои интересы и сходятся. В общем, я туда и поступила, а дальше будет видно.

«Необязательно во всем искать большой смысл», – говорю я подруге. Это к разговору: мы с девчонками недавно вспоминали, как в начале 9 класса нас собрали в актовом зале и торжественно объявили о создании семи профильных классов. Как психолог сделала с нами уйму тестов по профориентации, но результатов так и не показала. Как все радостно писали заявления, а потом оказалось, что ни спортивного, ни биолого-химического, ни художественного класса не откроют, хотя туда записались многие, потому что школа не выиграла какой-то конкурс. Тогда-то наша третья подруга Катя и ушла в медицинский колледж, ей хотелось заниматься химией и биологией. В результате она, почти дипломированная медсестра, работать по специальности не собирается, а кем быть – тоже не знает.

Сама я в девятом классе долго не могла выбрать между языками и информатикой. Смешно сказать, но пошла в филологический класс только потому, что там хороший учитель математики, который учил меня с 5 класса. Ну а моя подруга пошла туда только из-за английского, и все годы ее страшно доставали шесть литератур в неделю. Это была настоящая пытка.

А что в конце концов оказалось? Мне понадобилась для поступления физика, которую я осваивала на подготовительных курсах университета, потому что у меня был не тот профиль. А моей подруге, настоящей профильной школьнице, уверенной в своей подготовке, как раз университетских курсов-то и не хватило.

«Смысл профилей в чем? – спрашивает она. – Получается, в выигрыше тот, кто не изучает предмет углубленно, учится в минимально загруженном общеобразовательном классе. Туда записали всех двоечников и прогульщиков, создали непрестижный класс, но там хоть у человека не отнимали время и силы на бессмысленную «углубленную» зубрежку. Надо было туда идти. И надеяться не на школу, а на себя».

Но поздно, нам уже поздно ставить под сомнение слова учителей о хорошей профильной подготовке в нашей гимназии. По филологической дороге-то никто из нашего профильного класса так и не пошел! Ни на филологию в университет, ни на литфак или истфак в пединститут – а ведь это не особо конкурсные в этом году специальности были.

Зачем же профильное обучение, если оно не помогает поступлению? Вариации предметов для углубленного изучения не совпадают со спектром экзаменов, которые приходится сдавать, а преимущества получают не многобалльники ЕГЭ, а участники платных курсов и платных олимпиад, которые проводятся в вузах.

…Так грустно смотреть на свою недавнюю школьную жизнь со стороны!

Рейтинг@Mail.ru