Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Педсовет: идеи, методики, формы
М.: Педагогический поиск, 2005
Если вспомнить традиционный школьный педсовет, то с грустью можно констатировать: в нем мало осталось от живой педагогики и уж точно никто ни с кем не советуется.
Книжка предназначена для тех, кто хотел бы вернуть педсовету его истинный смысл – организовать его как деловую, конструктивную дискуссию профессионалов по поводу проблем, которые действительно их интересуют. Авторы-составители использовали рекомендации ученых и опыт школьных педагогов из разных регионов России, которые экспериментировали в этом направлении и выработали модели, приемы и формы, которые позволяют сделать педсовет «органом коллективного думания».
В первой части авторы говорят об общих подходах и разных моделях, которые можно выбирать в зависимости от стратегических целей школы и конкретных задач данного педсовета. Приведены интересные приемы и методы, позволяющие выявлять и согласовывать мнения участников, анализировать итоги, планировать дальнейшую работу.
В качестве своеобразного учебного пособия описаны варианты подготовки и проведения педагогических советов по таким, например, универсальным темам, как «Деятельность учителя на уроке», «Педагогическая ситуация», или по разработке кодекса поведения.
В приложениях можно найти много полезной информации для самостоятельного конструирования педсоветов: примерная тематика, возможные вопросы к дискуссии, анкеты, опросники, описание методик, с помощью которых можно повысить активность участников. Кстати, некоторые методики, особенно игровые, вполне могут пригодиться не только администрации, но и учителю – при подготовке и проведении классных часов, дискуссий, «круглых столов» с учениками.
Д.А.Иванов
Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий
М.: Центр качества образования, 2006
Экспертиза школе необходима, но мало кто понимает, как, кто и по каким критериям может и должен ее проводить. Ибо экспертиза – это прежде всего системный взгляд, а вот он-то как раз плохо приживается в образовании.
Книга позволяет увидеть и проанализировать как отдельные элементы школы в самом широком ее значении, так и установить связи между ними.
Автор рассматривает понятия, ставшие сегодня в образовании модными словами: деятельность, рефлексия, развитие, воспитание, обучение, компетентность, метод проектов, качество образования… Считается хорошим тоном произносить их к месту и не к месту, однако мало кто может отчетливо сформулировать, что они означают. Открыв главу, посвященную тому или иному понятию, читатель прежде всего может ознакомиться с его трактовками, существующими в культуре. Это цитаты из словарей книг и лекций известных философов, педагогов, культурологов, психологов. И только после этого следует комментарий автора – взгляд на то, как рассматриваемое понятие существует в современной школе. Причем на самом деле, а не на словах. Например: «…передаются и усваиваются не «знания», а нормы и правила поведения, отношения «власть – подчинение – санкции», понимание границ ответственности и безответственности, формы организации занятий, умение приспосабливаться».
Мне показалось очень важным, что книга предназначена не столько для внешнего эксперта, сколько для любого человека, работающего в области образования: она помогает запустить и систематизировать анализ собственной деятельности: что я делаю, зачем и как. Хотя целый раздел занимают очень конкретные и очень толковые рекомендации по проведению экспертизы как процедуры: возможные объекты экспертной оценки, формы, этапы и даже распространенные ошибки экспертов.