Вторая тетрадь
Школьное дело
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР
Компьютер для урока, или 200 заданий за 20 минут
Информационные технологии могут стать средством решения традиционных проблем дидактики
Уже который год в российском образовании активно проводится информатизация школ. Образовательные учреждения массово оснащаются компьютерными классами и подключаются к интернету. Известно, что из госбюджета
на цели информатизации выделены миллиарды рублей.
Но какова эффективность этих вложений? Какие конкретно проблемы педагогической практики решает информатизация? Влияет ли она на качество образования?
В государственных проектах информатизации внятных ответов
на эти вопросы нет. По логике вещей эти ответы управленцы должны искать в тесном сотрудничестве с методистами
и учителями, обращаясь к опыту школ, которым удалось раскрыть и успешно реализовать педагогический потенциал ИТ.
Такие прецеденты существуют. Например, в Красногородской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, где работает учитель информатики Виктор Яндола. Сегодня мы представляем его взгляд
на то, каким образом информационные технологии
целесообразно использовать в школе.
Компьютер, на наш взгляд, – это инструмент индивидуализации учебного процесса. Другими словами, с помощью информационных технологий процесс обучения можно сделать более адекватным индивидуальным особенностям и психологическому состоянию каждого ученика.
Приведу пример из практики нашей школы. Представьте, что ученик работает с интерактивной программой, скажем, отвечает на вопросы, которые появляются на экране монитора. Каждый следующий вопрос предъявляется только после того, как ученик ответит на предыдущий и программа «оценит» его ответ. Таким образом, ребенок учится в своем индивидуальном темпе и сам управляет информационным потоком в процессе обучения. Подобный тип образовательного процесса я называю автоученическим, но дело не в названии. Главное, что в результате мы получили резкий рост продуктивности обучения и снижение психофизической нагрузки как на ученика, так и на учителя.
Посудите сами: на уроке математики в 4 классе ученик за 15–20 минут решает около 200 примеров в одно действие на табличные или внетабличные вычисления в пределах 100. Интенсивность работы достигается за счет того, что ученик освобожден от необходимости переписывать задания в свою тетрадь из учебника или с карточки. При этом исключаются и возможные ошибки при переписывании. Ученику не надо ждать оценки учителя. Оценка «выставляется» компьютером сразу же после того, как школьник введет ответ. Педагог освобождается от необходимости формулировать очередное индивидуальное задание для каждого ученика и немедленно оценивать выполнение задания. Все это за учителя делает обучающая программа.
Педагог в это время легко контролирует работу всех школьников по мониторам. У него есть время и возможность увидеть отстающих и оказать им помощь. Приятно слышать в конце выполнения задания, например, такие сообщения: «154 правильно и 2 ошибки», а бывает, что и ошибок нет. И по мере проведения таких занятий скорость и правильность устного счета растут.
От потребностей учителя и ученика
Изложенный выше пример иллюстрирует работу с самой простой интерактивной программой. Возможны более сложные и интересные в педагогическом плане варианты. Вопрос: кто должен все это разработать?
Идеальный вариант, если в программе был бы воплощен подход и методика того учителя, который затем будет использовать эту программу на уроке. Коллеги возразят: «Мы не программисты. У нас и так много работы». И будут правы. Надо учитывать и то, что разработка программных средств – кропотливая и дорогостоящая работа.
Где же выход?
В Красногородской школе мы нашли следующее решение: заказчиком программного средства обучения является компетентный в области ИТ педагог-предметник, консультантом при разработке программного средства обучения становится учитель информатики, а разработчиком – ученик, которого учитель информатики обучит основам программирования на факультативе (почти не выходя за рамки учебной программы). То есть на уроках наши учителя применяют программные средства, которые разрабатываютcя в нашей же школе на основе их собственных заявок. К разработке этих информационных ресурсов привлекаются наиболее продвинутые в сфере информационных технологий ученики. Они работают непосредственно под руководством педагогов-заказчиков и получают консультативную помощь от учителя информатики. Таким образом, процесс информатизации идет от конкретных потребностей ученика, педагога и урока.
Эффект тендема и проблема квалификации
Нам удалось достичь оптимального сочетания, когда программист и методист работают вместе и могут сразу же апробировать новое программное средство в реальном учебном процессе, а затем, при необходимости, внести соответствующие коррекции.
Заметим, что созданные таким образом программные средства обязательно будут востребованы в отличие от программных средств, разработанных вне школы, для внедрения которых поэтому нужны дополнительные усилия по их адаптации к конкретным потребностям учебного процесса. Практика показывает, что, поработав с такой технологией, педагоги уже никогда от нее не отказываются и ученики идут на эти уроки с удовольствием. Очень важно, что наш процесс информатизации идет в формате педагогики сотрудничества, и работа учеников по созданию программных средств обучения способствует росту их учебных успехов и является достойной формой их самореализации.
У нас есть успешный опыт самостоятельной разработки программных средств обучения и проведения уроков в компьютерных классах практически по всем дисциплинам не только начальных классов, но и средней школы, и выпускных классов. Оказалось, что «на компьютер» можно успешно «переложить» и физику, и биологию, и иностранные языки. Компьютерные технологии могут успешно применяться на всех стадиях урока: проверка готовности к уроку, усвоение нового материала, закрепление нового материала.
Следует отметить, что разработка информационных ресурсов осуществляется на элементарном уровне программирования, доступном для любого ученика, который справляется с курсом информатики средней школы. Все школы имеют лицензионное программное и аппаратное обеспечение, которое они получили в процессе программы информатизации. Важно начать рационально использовать те возможности, что уже есть в наших руках. Сегодня эти возможности в массовой школе не реализуются по нескольким причинам. Во-первых, потому что педагоги еще не рассмотрели в компьютере мощное средство для решения традиционных проблем дидактики. С этими проблемами учитель сталкивается на каждом уроке, а компьютер знает поверхностно. Те же, кто владеет ИТ профессионально, не являются педагогами-практиками и поэтому имеют столь же поверхностные представления о месте компьютера в школе.
А вторая причина в том, что в образовательных учреждениях еще не все учителя информатики обладают достаточно высоким уровнем профессиональной квалификации. Ведь во многих школах информатика изучается один раз в неделю. Уроки информатики часто являются «довеском» для нагрузки учителя физики или математики. В этих условиях мы вряд ли получим профессионального учителя информатики, который смог бы совместно с педагогами разрабатывать несложные и эффективные программные средства обучения. Это значит, что учителям информатики надо дать нормальную нагрузку. Иначе зачем же поставлять в школы дорогостоящую технику и должным образом ее не загружать?
В направлении системной информатизации…
Безусловно, информационные технологии можно использовать не только в целях индивидуализации. В Красногородской школе разработана и апробируется модель системной информатизации образовательного учреждения. Разработана система мониторинга, которая позволяет наблюдать динамику изменений учебного процесса по 40 различным параметрам. Мы получаем разнообразную информацию об ученике, классе, предмете и за неделю в целом, и по дням недели в отдельности.
Наш опыт может быть применен в каждой школе. Вместе с тем мы далеки от фетишизации компьютера и хорошо понимаем ограничения процесса информатизации. Например, мы сознательно избегаем понятия «образовательный процесс» и вместо него применяем термин «учебный процесс». Образовательный процесс включает в себя аспекты духовного воспитания, а машине этого доверять не стоит.
Компьютер всего лишь инструмент в руках педагога. Компьютерные технологии – это современные методы решения традиционных дидактических задач с помощью нового мощного технического средства. Суть в том, чтобы применение компьютерных технологий было педагогически осмысленным.