Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Леонтьева Ольга

Педсовет: чтобы обсуждение было продуктивным

В первую очередь для этого нужна проблемная формулировка тем

Августовский педсовет – первое большое событие нового учебного года. Стало традицией и проведение Всероссийского интернет-педсовета.

Тема этого года – «Учитель и его профессиональное самоопределение». Предлагается обсудить такие вопросы: профессия учителя в меняющемся мире; профессиональный педагогический стандарт; оценка качества работы учителя и оплата его труда; участие учителей в экспертной работе в области содержания образования; ИКТ в работе учителя.

Однако среди первых же откликов на инициативу немало скептических: что толку в наших обсуждениях, если от них ничего не зависит? Ответим: расценивать собственное мнение как истину в последней инстанции и требовать немедленного принятия решений по поводу него – это лишь одна из позиций участника. Есть и другая – стремление к развитию собственного понимания проблемы в процессе ее коллективного обсуждения. И от того, как мы настроены, во многом зависит, станет ли педсовет – хоть виртуальный, хоть школьный – интересным и важным событием или превратится в пустую говорильню.

Каков вопрос – таков ответ

Если мы действительно хотим, чтобы педсовет прошел с пользой для участников, запомним: формулировка вопросов должна быть продумана самым тщательным образом. Вопросы должны звучать, как проблемы, которые могут обсуждать люди, общаясь между собой. На сайте же виртуального педсовета, увы, они напоминают заголовки научных статей. Нельзя советоваться на тему «Профессия учителя в меняющемся мире», об этом лучше порассуждать в одиночку за письменным столом.

Значит, следует «перевести» эти темы на другой язык, для этого изменить предложенную формулировку: из назывной сделать проблемную. Провести проблематизацию темы, подразумевающей повествование о профессии и о мире, который изначально принят как меняющийся, можно, задав теме вопросительное начало. Например: «Как изменяется наша профессия?», или, наоборот, «Почему не изменяется профессия?», или, напротив, поставить под вопрос изменение мира.

У людей появятся альтернативные взгляды, и тема будет активно обсуждаться. Без упреков ведущих по поводу пассивности и безразличия участников.

Сделаем это вместе

Чтобы людям было интересно обсуждать ту или иную тему, они обязательно должны принять участие в ее формулировке. Поэтому перед педсоветом лучше не заготавливать вопросы для обсуждения, а предложить коллективу максимально общие темы, как раз такие предлагает виртуальный педсовет. И попросить на их основе сформулировать вопросы, важные именно для собравшихся на данном педсовете людей. Поиск вопросов – не пустое времяпровождение. Это хорошее начало обсуждения: точно сформулированный вопрос, как известно, содержит большую часть ответа на него.

Вот лишь некоторые варианты вопросов, которые можно обсудить на педагогическом совете, следуя предложенным выше темам: Существует ли профессиональный педагогический стандарт? Кто и по каким критериям должен оценивать работу педагога? Почему педагогический стандарт так трудно разработать? Как связать результат работы учителя и его заработную плату? Должна ли заработная плата учителя зависеть от результатов его работы? Как сделать педагога соразработчиком экспертной деятельности в области содержания образования? Что включает в себя понятие «содержание образования»?

Подбор вопросов как деятельность

Итак, обсуждение вопросов лучше проводить открыто, на общем собрании, в самом начале педагогического совета – ведь целью формулирующих является динамичное обсуждение, спор, дискуссия. Главный принцип, который должен соблюдаться при формулировке вопросов, – потенциальное разнообразие ответов на предлагаемый вопрос. Ответов должно быть как минимум два, лучше – взаимоисключающих. Предполагаемые варианты ответов формулируются автором вопросов или коллегами тезисно, без приведения доказательств и обоснований. Если такие тезисы не приводятся, вопрос можно считать не перспективным для обсуждения.

Рассмотрим с этой точки зрения два вопроса, предложенные выше, взамен широкой темы «Профессия учителя в меняющемся мире». Вопрос: «Как изменяется профессия учителя?» Ответы: медленно… быстро, стремительно… не меняется. Другой вариант: под влиянием изменений в обществе… независимо от социума. Третий: вслед за развитием научных представлений о ребенке… в зависимости от знаний, накопленных человечеством. Если берем вопрос «Почему наша профессия не изменяется?», то, стало быть, мы уже согласны с тезисом, но среди ваших учителей могут найтись люди, уверенные в противоположном. Тогда вопрос лучше снять или переформулировать, например, в такой: «Изменяется ли наша профессия?» Ответы: да, изменяется, и – нет, она остается неизменной.

Убедитесь, это не мелочь

Пойдем дальше. «Существует ли профессиональный педагогический стандарт?» – «Да, он есть… Нет, педагогика – это разновидность искусства, в котором не может быть никаких стандартов»; «Кто и по каким критериям должен оценивать работу педагога?» – «Оценивать учителя должны руководители учреждений и работники методических объединений по разработанным заранее критериям… Оценивать учителя должны только его ученики, например, желанием заниматься на его уроках, своей дальнейшей профессиональной успешностью… Оценивать учителя должен общественный совет, высказываясь о его работе на своих заседаниях»; «Почему педагогический стандарт так трудно разработать?» – «Потому что его не может быть… Потому что трудно выработать единые критерии… Потому что стандарт разрабатывается не потребителями услуг, не детьми и родителями, а вышестоящими органами»; «Как сделать педагога соразработчиком экспертной деятельности в области содержания образования?» – «Вменить это в обязанность каждого педагога… Дать возможность желающим учителям заявлять свою позицию через интернет… Разработка содержания образования – задача для научных коллективов, а не для учителей…»

Когда внесена ясность

Поскольку темы для педсоветов и круг вопросов для рассмотрения, как правило, спускаются «сверху», предварительная работа коллектива по их проблематизации, детализации и в итоге по переформулированию позволяет, во-первых, скоординировать интересы конкретных педагогов с внешним заданием. Момент «присвоения» темы – важнейшая из мотиваций для участия в любом обсуждении. Во-вторых, такая работа помогает создать общую, пусть и схематичную, карту возможных идей. По ней гораздо легче проложить маршрут собственной мысли. Наконец, она вызывает желание каждого как можно лучше подготовиться: подобрать более точные примеры из практики или из литературы, найти единомышленников и сплотиться в группу – более основательно аргументировать свою позицию.

…Но тогда это будет уже другой педсовет. Такой, от решений которого и впрямь будет очень многое зависеть.

От редакции

Августовский педсовет – своеобразный старт на марафонской дистанции предстоящего учебного года. И всем хочется, чтобы эта первая в новом учебном году встреча с коллегами стала не тягостным отбыванием повинности, а содержательным разговором по поводу проблем, по-настоящему важных для школы и людей. Не школы вообще, как это часто бывает, а именно этой школы, где в этом году вместе и в то же время каждый по-своему будут работать именно эти педагоги.

Мы взяли на себя смелость предложить вам на нескольких следующих страницах школьной тетради темы для профессионального разговора. Возможно, они покажутся вам достойными обсуждения на педсовете, а может быть, послужат отправной точкой для собственного поиска.

Рейтинг@Mail.ru